Денег нет, проектов много: в Шымкенте у ФРП "Даму" досрочно закончились ресурсы на господдержку

2081

За первое полугодие 2023-го в регионе успели профинансировать 486 проектов на 43 млрд тенге, которые пошли на субсидирование процентной ставки. 

Денег нет, проектов много: в Шымкенте у ФРП "Даму" досрочно закончились ресурсы на господдержку Фото: Ирина Абрамова

С лета не принимает новые заявки от шымкентских предпринимателей региональный филиал фонда "Даму". Причина банальна – закончились деньги. Они выделяются из республиканского и местного бюджетов. За полгода тут смогли удовлетворить запросы только 486 бизнесменов на сумму в 43 млрд тенге. При этом в мегаполисе официально зарегистрирована 31 тысяча субъектов МСБ, и большинство хотели бы получать финансовую помощь от государства. Теперь денег для бизнесменов  просят у местных властей, передает корреспондент inbusiness.kz.

За девять месяцев 2023 года региональный фонд "Даму" поддержал 486 проектов по инструменту "Субсидирование процентной ставки" с общей суммой займа 43 млрд тенге, а также 391 предприниматель получил по инструменту "Гарантирование" на сумму гарантии 5,7 млрд тенге, сумма кредитов при этом составляет 13,2 млрд тенге. Теперь просят депутатов выделить деньги из местного бюджета, немного – чуть более 2 млрд тенге. Притом что дефицит составляет 12,3 млрд тенге.

"Основная проблема – нехватка денежных средств, она у нас в этом году глобальная в республиканском масштабе. Весной из республиканского бюджета недодали 12,3 млрд тенге.  Мы уже с лета не принимаем заявки на субсидирование и гарантирование в связи с дефицитом денежных средств. Но мы проработали вопрос с местными исполнительными органами, они готовы нам выделить и на субсидирование, и на гарантирование, и после того, как они выделят, мы возобновим прием заявок. На субсидирование предварительно где-то 1,5 млрд тенге и на гарантирование 790 млн тенге. Там есть проекты, которые ранее были нами одобрены, но они не успели подписать договоры субсидирования, когда закончились деньги. Несмотря на то, что проект уже был одобрен, мы уже не имели права подписывать договоры на субсидирование, потому что денег уже не было", – говорит директор регионального филиала Ерлан Туктибаев.

Ползунковый бизнес

Среди тех, кто опоздал на получение кредита, но не теряет надежду, – руководитель небольшой компании по производству одежды для младенцев от 0 до 3 лет Нуркен Утегенов. Швейный цех он с семьей открыл в самый разгар пандемии, в 2020-м, и сразу после рождения дочери. Она и стала главным испытателем ползунков, шапочек и пижамок, которые придумывали и отшивали ее родители. Сейчас ползунки и комбинезоны от этой фирмы пользуются огромным спросом, заказчики приходят сами через маркетплейсы и социальные сети, рассказывает предприниматель.

Нуркен Утегенов

"В Казахстане в год рождается примерно 400-450 тысяч детей, поэтому мы и выбрали такую нишу – одежда для младенцев. В месяц мы производим примерно 7-8 тысяч изделий. Для открытия этого цеха мы через "Даму" взяли кредит в 15 млн тенге, для этого заложили квартиру. Примерно 7 млн тенге нам осталось еще выплатить. У нас сейчас работает 15 швей, но мы хотим расширяться, поэтому опять обращаемся за помощью в фонд "Даму", – говорит основатель швейного цеха Danico Нуркен Утегенов.

По словам бизнесмена, конкурентов в Шымкенте у его фирмы практически нет, тут делают ставку на высокое качество тканей, удобные красивые модели и быстрое реагирование на рынок – так, новую или исправленную модель заказчик может получить уже через пару дней. Да и в Казахстане, мол, всего лишь два-три подобных предприятия. Зато дешевой, но не слишком качественной детской одеждой завалены рынки. 

"В этой сфере конкурентов у нас нет, в Шымкенте только мы есть и еще "Адал текстиль", и предприятие в Актау "Рахим бейби". А так конкурентов много: Китай, Турция, Узбекистан, Кыргызстан. Мы, когда начинали, очень этого  боялись, потому что у нас здесь огромная конкуренция. Но все равно рискнули, и теперь мы конкурируем с ними, наш плюс – мы очень быстро реагируем на запросы рынка, на минусы и плюсы. Если клиент хочет что-то поменять, то уже через два-три дня мы выпускаем обновленное изделие. С турками и китайцами это невозможно. И также мы выигрываем по сервису, если кто-то заказывает в Шымкенте, уже через полчаса-час мы доставляем товар. По цене: у нас средняя и выше среднего цена, потому что мы ориентируемся на качество, а дешевый сегмент можно найти на базаре", – поясняет предприниматель.

100-процентно казахстанская парта?

Составить конкуренцию иностранным производителям мечтает и владелец мебельного цеха Абзал Жапабаев. Здесь выпускают школьную мебель, мебель для армии и студенческих общежитий. Все – от табуреток и кроватей до парт и шкафов. Он из тех, кто успел взять кредит в 100 млн тенге с поддержкой "Даму" в 2023 году. Еще 200 млн добавил из собственных средств предприятия. Вся сумма пошла на закуп 10 новых станков, с их помощью предприниматель мечтает заткнуть за пояс китайских производителей с их традиционно низкими ценами.

 Абзал Жапабаев

"Эти парты – будущее наших комфортных и простых школ. Сейчас я взял 100 млн тенге в "Даму" и сам вложил 200 млн тенге. Мы закупили все 10 станков для производства этих парт. Через пару месяцев начнем. В этой парте все на 100% будет казахстанское. Ламинат мы даже сами будем выпускать, пластик тоже свой, металл в Темиртау покупаем. Станки для производства плоскоовальных труб тоже приобрели.  Сейчас наши конкуренты – это зарубежные производители, Турция и Китай. Конкурировать с ними тяжело, но они проигрывают по качеству. У них металл тонкий, парты их полностью разборные, чтобы легче было транспортировать, из-за этого они быстро ломаются, иногда и на полгода не хватает. Зато их главное преимущество – это цена. Парта из Китая стоит 40-45 тысяч тенге. Мы надеемся войти в китайскую цену. Эта парта сейчас стоит 80-85 тысяч тенге, но мы будем производить за 40-45 тысяч тенге, мы войдем в китайскую цену", – уверен бизнесмен.

По его расчетам, чтобы сдержать обещанную низкую цену на будущую эталонную парту, нужно выпускать большие объемы и участвовать в  госзакупках. Однако, помимо тендеров, продавать школьную мебель бизнесмен планирует на маркетплейсах.

"Чтобы выйти в эту цену, мы должны получить объемы, продавать штучно нецелесообразно. Надо, как китайцы, брать большими объемами, и планирую выйти на экспорт в будущем. В Турцию, Европу.  Размещаться будем на "Озоне", разных маркетплейсах, потому что если у нас цена будет как китайская, то мы будем конкурировать с ними. Для меня выпускать в день 500 парт – это уже большой объем и достижение", – признается руководитель ТОО "Шым Снаб 13" Абзал Жапабаев. 

Кто в списке ожидания

Кто именно попал в пул проектов¸ которые, возможно, получат дофинансирование от "Даму", такой вопрос интересует не только журналистов, но и депутатов местного маслихата. Однако, по словам директора филиала фонда, нет никакой гарантии, что в список одобренных в итоге попадут исключительно важные, инновационные или социально значимые проекты. 

"Когда мы обосновывали, у депутатов тоже возникали вопросы: какие проекты, можно ли разделить их на социально значимые или нет. Но такое разделение невозможно провести, потому что условия программы и перечень ОКЭД реализуемых проектов – он утвержден постановлением правительства. И мы не можем его ограничивать. И если будут отказы, то у предпринимателя будут резонные вопросы и жалобы", – объясняет Туктибаев. 

Среди тех, кто не успел, уникальный и, как уверяют, единственный в Средней Азии завод по производству алюминиевых банок для напитков. Он открылся в прошлом году в Шымкенте, в этом году планировалось расширение. А также компания, которая строит торгово-логистический центр. 

"По первому направлению (кредитование микро- и малого бизнеса) у нас без отраслевых ограничений, за исключением торговли. То есть оставлена только торговля продуктами питания. Там разные проекты: кто-то приобретает транспорт для грузоперевозок, кто-то – для оказания услуг такси. Кто-то строит автомойку, кто-то – СТО. Кто-то строит складские помещения и сдает в аренду. В принципе, у нас аренда складских помещений тоже субсидируется, она осталась", – отмечает директор филиала фонда.

Ранее государство субсидировало любую аренду, и люди мошенничали, говорит представитель фонда. На средства, полученные при помощи фонда "Даму", современные Остапы снимали виллы и покупали автомобили люкс-класса якобы для сдачи в аренду. По факту получалась эдакая льготная ипотека или автокредит. Теперь эта "лавочка" прикрыта, взять субсидии можно только на сдачу в аренду складских помещений. 

"Раньше у нас аренда вся подлежала субсидированию, то есть можно было купить коммерческое здание или жилой дом для сдачи в аренду. Но в прошлом году этот ОКЭД сократили, потому что пошел большой объем кредитов на такие цели. В отдельных регионах доходило до того, что покупали особняки для последующей сдачи в аренду. То есть получалось либо дорогой транспорт, либо жилье. Такая завуалированная ипотека либо автокредитование на автомобили люкс-класса. В этой связи  этот ОКЭД "аренда" убрали, оставили только "аренда складских помещений". Был сделан отраслевой анализ, куда уходят деньги. Подали предложение в министерство нацэкономики об исключении такого направления, оставив только приоритетные сектора – производство, переработка", – пояснил директор регионального филиала Ерлан Туктибаев.

Напомним, фонд "Даму" поддерживает микро- и малый бизнес. В рамках этого предприниматель может получить заем до 20 млн тенге, в том числе на инвестиционные цели, и 5 млн тенге на пополнение оборотных средств. Кредиты выдают под 21,75%, из которых предприниматель оплачивает 8%, а разницу оплачивает в банк фонд "Даму" за предпринимателя. Срок субсидирования на инвестиционные цели составляет три года, а на пополнение оборотных средств – два года.

Второе направление – это поддержка предпринимателей – субъектов индустриально-инновационной деятельности. Здесь те же инструменты поддержки – субсидирование и гарантирование. Только в данном случае максимальная сумма займа составляет 3 млрд тенге на инвестиции и 500 млн тенге на пополнение оборотных средств. Процентная ставка тут составляет 21,5%, из которых также предприниматель по факту оплачивает 8%, а остальное субсидирует фонд "Даму". Сроки субсидирования: на инвестиционные цели до пяти лет и на пополнение оборотных средств до трех лет. Как правило, данным направлением пользуются не начинающие предприниматели, а уже действующие.

В рамках данного направления фондом "Даму" также предусмотрено гарантирование начинающих предпринимателей. Сумма гарантий от фонда может составлять 85% от суммы займа до 360 млн тенге. Всего же с момента реализации программ поддержки и развития бизнеса в Шымкенте поддержаны по инструменту "Субсидирование ставки вознаграждения" 4523 проекта предпринимателей на сумму кредита 317,3 млрд тенге. По инструменту "Гарантирование" 3315 проектов предпринимателей на сумму гарантии фонда "Даму" 30 млрд тенге, где общая сумма кредита составила 65,6 млрд тенге.

Читайте по теме:

В ВКО возник конфликт между предпринимателями, фондом "Даму" и госструктурами

В Павлодарской области с начала года поддержано почти 250 бизнес-проектов по линии "Даму"

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться