Деньги на fashion: ЕБРР готов инвестировать в дизайнеров

Анна Терещина Анна Терещина
31313

Где взять деньги на реализацию идеи и какую помощь предлагают дизайнерам НПП, ЕБРР и ДАМУ, выяснил abctv.kz.

Деньги на fashion: ЕБРР готов инвестировать в дизайнеров

В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) дизайнеров выделяют в приоритетный сектор, который может участвовать в предлагаемых банком некоммерческих программах поддержки малого и среднего бизнеса.

Одна из таких программ, поддерживаемая правительством Казахстана, предполагает помощь дизайнерам в найме консалтинговых компаний для решения определенных задач бизнеса, таких как маркетинг, брендирование, стратегия, технологии, автоматизация, учет и финансы – все, что называется "интеллектуальные услуги", кроме бухгалтерских и юридических консультаций. ЕБРР оплачивает 50% от стоимости их услуг при условии: бизнес должен быть действующим, работать на рынке не меньше двух лет, а сам дизайнер являться резидентом страны.

Другая программа рассчитана на компании со штатом до 50 сотрудников и с годовым оборотом в миллион тенге. Участниками на сегодняшний день уже являются фабрики "Семирамида", "Ютария Ltd" и Zibroo. Эта программа предполагает помощь в найме иностранных отраслевых инспекторов для этих предприятий, которые передают новые технологии, обучают, как правильно управлять бизнесом, и помогают выйти на экспорт.

ЕБРР предлагает также каждому дизайнеру и производителю пройти бесплатную самодиагностику своего бизнеса на сайте банка, которая покажет все слабые и сильные стороны, "обнажит" реальные проблемы компании.

К слову, в реестре банка ЕБРР сегодня числится больше 400 местных консалтинговых компаний и 2,5 тысячи индивидуальных и международных консультантов. Все они прошли аккредитацию в ЕБРР. Одним из аккредитованных международных консультантов является владелица модного бренда и создатель бизнес-инкубатора для дизайнеров Аяжан Жаксыбай.

"В банке реконструкции и развития не разбираются в моде так, как в ней, допустим, разбираюсь я, поэтому они и привлекают консультантов. Я считаю, этот банк предлагает классные программы для бизнеса. Они не просто дают кому-то непонятному три миллиона и все, на этом прощаются с человеком, как это обычно у нас делается. Они помогают предпринимателям получить результат", – отметила она.

В отличие от ЕБРР, фонд "Даму" предлагает финансовую поддержку производителям легкой и текстильной промышленности, а также дизайнерам. К примеру, программа "Ондирис" предполагает финансирование под 6% в банках второго уровня. Помимо этого, фондом предусмотрено субсидирование 50% от процентной ставки. 

А в столичном акимате пошли дальше – с 2016 года в рамках конкурса они стали выдавать "безвозмездные гранты" на инновационные идеи до трех миллионов тенге. И если в прошлом году было распределено порядка 45 миллионов тенге, в этом году сумма выданных грантов достигла 128 миллионов. Правда, в его получение дизайнеры не особо верят, говорят: в основном получают производители носков и постельного белья.

Что касается поиска инвесторов, председатель комитета социальной сферы и социального партнерства НПП "Атамекен" Талгат Доскенов советует не искать их среди малого и среднего бизнеса. По его словам, в Казахстане работает неправильная экономическая модель, когда 80% бизнесменов "крутятся" в малом бизнесе, привлекая к работе весь свой семейный подряд. Такие, отметил он, сами ищут деньги. В среднем бизнесе занято 15% предпринимателей, у которых денег тоже нет. В пример он привел машиностроителей, которые восемь-девять месяцев ждут своих доходов – два месяца тратят на покупку спецстали, три – на резку и фрезировку и еще три – на ожидание, когда покупатель оплатит товар. Зная все эти подводные камни, отметил Талгат Доскенов, бизнесмены предпочитают заниматься чем попроще: парикмахерскими, столовыми, ремонтом машины, предоставлять сервисные услуги, тот же ремонт сложной бытовой техники или ремонт одежды. В реальный сектор, где плечо получения денег довольно большое, по его словам, мало кто идет. Поэтому крупный бизнес занимает всего 5% рынка.

"Среди малого бизнеса инвесторов нет, они из магазина забирают просроченные продукты питания домой. Получается, субъект малого бизнеса пожинает все то, что не продал. Средний бизнес то же самое. Остается крупный бизнес, которому без разницы, чем вы занимаетесь: его это не интересует, он добывает нефть, руду сотнями тысяч тонн. Вы для него муравей для слона, он вас не видит. Вот здесь важно умение себя и свою идею, проект продать. А это целое искусство", – делится он своими мыслями с дизайнерами.

И тут же поясняет, почему казахстанское законодательство до сих пор не повернулось "лицом" к дизайнерскому сообществу.

"У нас законодательство "тугое", не отзывчивое к проблемам малого и среднего бизнеса, потому что депутаты у нас в основном директора крупных заводов. Они ничего не знают о проблемах дизайнеров, и не узнают еще долго, потому что у вас нет единства, а по отдельности вас никто не услышит. Нужно учиться взаимодействовать не только с внутренним миром, но и с внешним, иначе вас никто не увидит и не поймет, чего вы от них хотите", – добавляет Талгат Доскенов.

Анна Терещина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться