Деньги не к Стати – 2

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
6227

Голландский суд отменил решение об аресте 22 миллиардов долларов казахстанского Нацфонда.

Деньги не к Стати – 2 Фото: tengrinews.kz

23 января 2018 года Окружной суд города Амстердама удовлетворил ходатайство Национального банка Республики Казахстан о снятии ареста с активов национального фонда, находящихся на кастодиальном хранении в Bank of New York Mellon, сообщило министерство юстиции РК.

"Суд согласился с позицией Национального банка и министерства юстиции Республики Казахстан, участвовавшей в процессе в качестве третьей стороны, и постановил, что активы Национального фонда неприкосновенны. Судебные органы Нидерландов ранее уже отказывали Стати в наложении ареста на эти же активы. Стати скрыл эти факты, тем самым ввел в заблуждение суд", – отмечается в сообщении.

Суд также предписал Стати возместить судебные издержки казахстанской стороне. 

Аналогичный предварительный арест был наложен бельгийскими судебными органами. Работа по его обжалованию продолжается в установленном порядке.

19 января сообщалось, что Апелляционный суд Англии отказал Анатолию Стати в обжаловании решения, вынесенного в пользу Республики Казахстан.

"11 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Апелляционного суда Англии отклонила ходатайство гражданина Молдовы А. Стати и других о разрешении на обжалование решения Высокого суда Англии от 6 июня 2017 года, вынесенного в пользу Республики Казахстан. В своем решении от 6 июня 2017 года Высокий суд Англии поддержал Республику Казахстан в том, что решение арбитражного трибунала от 19 декабря 2013 года основано на мошенничестве, и его исполнение будет противоречить публичному порядку Англии", – сообщили в министерстве юстиции Казахстана.

27 июня 2017 года Высокий суд Англии также отказал Анатолию Стати в возможности подачи апелляции на решение, позволившее рассмотреть факты мошенничества по существу в английском правосудии. В Минюсте отметили, что Республика Казахстан продолжит доказывать факты мошенничества со стороны истцов – Анатолия и Габриэля Стати и их компаний и представит соответствующие доказательства на слушаниях, предварительно назначенных на октябрь 2018 года.

Представление и защита интересов государства по данному делу обеспечивается министерством юстиции Республики Казахстан с участием международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills LLP.

15 января министр юстиции РК Марат Бекетаев сообщил журналистам, что Казахстан не успел внести доказательства мошенничества Стати в Стокгольмский суд.

"Когда было арбитражное решение, мы его обжаловали. То есть первый этап работы – это обжалование самого арбитражного решения. Я уже повторял, что в рамках запросов в Нью-Йоркский суд и в рамках уголовного дела по мошенничеству Стати в правоохранительные органы Латвии мы получили серьезные доказательства мошенничества Стати. Но, к сожалению, эти доказательства мы получили с опозданием для целей обжалования. То есть в Стокгольме слушания были в сентябре, в мае мы имели последний срок для внесения доказательств. Из Латвии мы доказательства получили в августе. То есть Стокгольмский суд для целей обжалования эти доказательства не принял. Что это значит? Это не означает, что сразу нужно требовать оплаты, – сказал министр. – Прежде чем арбитражное решение можно принудительно исполнить, его надо признать законным на территории конкретной страны. Стати попытался это сделать, в первую очередь на территории Великобритании. Он принес арбитражное решение, подтвержденное Стокгольмским судом, и попросил Лондонский суд, во-первых, наложить предварительный арест, во-вторых, признать его законным на территории Англии. Это очень важное разделение между двумя разными действиями. Наложить предварительный арест Английский суд отказался. Признать на территории Англии – суд рассматривал это дело и отказал в признании этого арбитражного решения на территории Англии. В июне 2017 года я подробно об этом решении говорил, сейчас напомню: судья сказал, что на территории Англии по принципам публично-правового порядка это решение считается незаконным, потому что Казахстан привел достаточно доказательств о мошеннических действиях Стати".

Г-н Бекетаев отметил, что, когда компания Анатолия Стати работала в Казахстане, она привлекла заем, разместив облигации.

"Когда он привлек облигации, то деньги должен был вложить в строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Так вот, для строительства ГПЗ он нанял две компании – одну немецкую и вторую английскую. Очень важно название английской компании – это Perkwood. Когда мы посмотрели и запросили информацию из официальных источников Англии, то узнали, что эта компания, несмотря на то, что получила несколько десятков миллионов долларов от компании Стати, в Англии сдавала нулевые отчеты и просуществовала всего несколько лет. Когда мы направили запрос в Латвию, а именно на счета этой компании в латвийском банке были переведены средства за строительство ГПЗ, мы увидели из ответа латвийских правоохранительных органов, что счет в банке был открыт по доверенности на имя самого Анатолия Стати. В итоге завод не работает, и он недостроен. Работают лишь некоторые его части".

Что касается замороженных денег, то министр заверил, что Казахстан не потерял их.

"После того как в Лондоне Стати не смог добиться принудительного исполнения, он пошел в США. Суд в США принял решение подождать рассмотрение дела, которое инициировал уже Казахстан. Казахстан направил встречный иск Стати в Лондон. Мы его называем "Дело о мошенничестве Стати". Слушания назначены на октябрь текущего года. То есть американский суд сказал: "Я подожду решения английского суда после слушаний в октябре 2018 года". Что из этого следует? Что Стати не смог добиться принудительного исполнения арбитражного решения ни в Англии, ни в США, далее он пошел в Швецию, в Бельгию, в Нидерланды, и в этих странах он, на наш взгляд, совершил несколько нарушений", – сказал Марат Бекетаев.

"В каждой стране первое действие, которое он инициировал, – это предварительная заморозка. Очень важно понимать, что предварительная заморозка не означает, что Казахстан потерял деньги, что эти деньги уже ушли. Судьба этих денег будет решаться на последующих этапах, и до того времени еще достаточно долго. Так вот, в этих странах первое действие – это предварительный арест. Второе действие – это просьба признать законным на территории каждой из этих стран арбитражное решение. Естественно, мы будем возражать. Как мы возразили в Великобритании, мы также будем возражать в этих странах и будем говорить о том, что у нас есть доказательства о мошенничестве Стати. То есть те деньги, которые он должен был вложить в строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ), он не вложил, он вывел их на счета в латвийском банке. А в арбитражном решении одна часть компенсации – это именно компенсация за ГПЗ. И в арбитражном решении стоимость этого недостроенного ГПЗ оценивается в 230 миллионов долларов. По нашим данным, на счета в латвийском банке выведено 167 миллионов долларов, то есть уже стоимость ГПЗ искажена. На этом факте основываясь, мы строим свою защиту и возражаем против принудительного исполнения. И мы говорим: извините, это арбитражное решение нельзя признать законным, потому что в арбитражных разбирательствах Стати скрыл реальную стоимость этого ГПЗ. Он не может стоить 230 миллионов долларов", – сообщил он.

Министр отметил, что ни в одной стране слушаний о принудительном исполнении не назначено. Те же статьи, которые сейчас "выбрасываются" в иностранных СМИ стороной Стати, – это слушания о снятии или неснятии предварительных арестов.

Марат Бекетаев также пояснил ситуацию с решением голландского суда о заморозке принадлежащих АО "Самрук-Казына" 50% акций KMG Kashagan BV в пользу Анатолия Стати, Габриэля Стати, Ascom Group SA и Terra Raf Trans Trading Ltd.

С предысторией конфликта Стати и казахстанской стороны можно ознакомиться здесь

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться