Деньги останутся на селе: на четвертый уровень бюджета передадут еще ряд налогов и платежей

6007

Глава государства утвердил Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года.  

Деньги останутся на селе: на четвертый уровень бюджета передадут еще ряд налогов и платежей

Данная концепция опубликована вчера, 20 августа, на площадке информационной правовой системы "Адилет", передает inbusiness.kz.

Как указывается в концепции, по показателям 2020 года доходы бюджета местного самоуправления составили 252 млрд тенге, из них порядка 34 млрд тенге, или 13,4%, собственные доходы и 218 млрд тенге – трансферты из вышестоящего бюджета. Вместе с тем отмечено снижение индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим обложению самостоятельно физическими лицами, что связано с введением с 1 января 2020 года моратория на уплату налогов с доходов для субъектов малого предпринимательства.

Средний бюджет сельского округа составляет около 107 млн тенге. Вместе с тем наблюдается сильная диспропорция в бюджетах местного самоуправления в зависимости от численности населения и экономики сельских округов. Так, наименьший бюджет местного самоуправления составляет 2,8 млн тенге, а наибольший – 2,5 млрд тенге.

Действующая модель местного самоуправления имеет ряд нерешенных вопросов, в совокупности препятствующих ее полноценному функционированию, отмечается в концепции. Прежде всего для повышения эффективности системы управления и совершенствования институциональной среды необходимо определить направления и меры по дальнейшему развитию местного самоуправления, разграничить зоны ответственности местного государственного управления и местного самоуправления, конкретизировать статус, функции и полномочия органов местного самоуправления с исключением дублирования с органами местного государственного управления.

"Административная и финансовая зависимость акима сельского округа от районного уровня, в том числе в связи с отсутствием в сельском округе представительного органа, не позволяет ему фокусироваться на решении насущных проблем местных жителей. Так, из более 6 тысяч сельских населенных пунктов только 3,5 тысячи (опорных и спутниковых) имеют потенциал развития", – такие данные приводятся в документе.

В этих целях необходимо принять меры по решению ключевых проблем, препятствующих дальнейшему развитию местного самоуправления. В их число входят разграничение полномочий и сфер ответственности местного государственного управления и местного самоуправления, вовлечение граждан в местное самоуправление, совершенствование органов местного самоуправления в сельских округах. В частности, в целях повышения роли органов местного самоуправления требуется создание представительного органа, который будет принимать решения по вопросам местного значения. С 2024 года в сельских округах собрания местного сообщества будут преобразованы в представительный орган – кенес. В полномочия кенеса будут входить утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом местного сообщества, бюджета, осуществление контроля над его исполнением, а также согласование назначений руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующей территории.

Также концепция предполагает новую структуру исполнительного органа – администрацию местного самоуправления. На сегодня работа аппарата акима сельского округа связана с постоянным решением вопросов местного значения, взаимодействием непосредственно с жителями. В этой связи требуется разработка отдельных правил и порядков для обеспечения их большей оперативности в решении текущих задач.

С учетом анализа зарубежного опыта вместо действующего аппарата акима будет разработана новая организационно-правовая форма администрации местного самоуправления. В рамках пилотного проекта будет апробировано создание администрации местного самоуправления вместо действующего аппарата акима сельского округа. Администрации местного самоуправления законодательно будет предоставлена возможность самостоятельно выполнять работы по благоустройству, санитарной очистке, озеленению населенных пунктов, а также по решению кенеса оказывать услуги местным жителям на возмездной основе. Оптимизируются многие бизнес-процессы в деятельности администрации местного самоуправления для обеспечения гибкости, оперативности и эффективности решения вопросов местного значения.

Также новая концепция ставит целью фискальную децентрализацию. Для дальнейшего расширения доходной базы местного самоуправления в 2022 году на четвертый уровень бюджета будут переданы следующие виды налогов и платежей: единый земельный налог, плата за пользование земельными участками, поступления от продажи земельных участков, плата за продажу права аренды земельных участков.

В 2024 году продолжится передача следующих налогов и платежей: плата за пользование водными ресурсами, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности. Также будет предусмотрено распределение корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса между областью, районом и селом.

В целях снижения теневой экономики после введения всеобщего декларирования граждан будет рассмотрен вопрос передачи в бюджет местного самоуправления индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, и социального налога.

Также бюджет местного самоуправления будет формироваться из поступлений от коммунальной собственности и предоставления услуг. Для увеличения существующей налогооблагаемой базы следует внедрить механизм стимулирования по повышению налоговой культуры "1+1", то есть при фактическом росте поступлений по сбору налогов по итогам финансового года вышестоящий уровень будет выделять целевые трансферты на сумму прироста с учетом потенциала развития населенного пункта, указывается в концепции развития местного самоуправления.

Майра Медеубаева

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться