Дисквалификация Ивонинской: привет из ГДР

1799

Казахстанская легкоатлетка Наталья Ивонинская дисквалифицирована за прием разработанного еще в прошлом веке немцами оралтуринабола.

Дисквалификация Ивонинской: привет из ГДР

Напомним, что Ивонинская была участницей Олимпиады 2012 года в Лондоне в беге на 100 метров с барьерами: на Играх она показала 27-й результат, пробежав стометровку с препятствиями за 13,20 секунды – это был ее личный рекорд. Который оказался под угрозой аннулирования 26 октября 2018 года, когда Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) временно отстранила казахстанку от участия в соревнованиях.

Отстранение последовало ввиду известия о наличии в допинг-пробах казахстанской бегуньи стероида оралтуринабола. Примечательно, что изначально пробы с Олимпиады-2012 у казахстанской бегуньи были признаны чистыми, однако после перепроверки, как и в случае со многими атлетами, антидопинговые органы сумели найти следы допинга с помощью новейших технологий, взятых на вооружение перед Играми в Рио в 2016 году.

Как сообщается на сайте Казахстанского антидопингового центра, официальный срок дисквалификации Ивонинской начинается 26 октября 2018 года – то есть с момента временного отстранения спортсменки от стартов под эгидой IAAF. Казахстанке дали двухгодичный срок дисквалификации, который истечет 25 октября 2020 года, после этого она официально сможет снова выступать на соревнованиях.

Что касается препарата, следы которого обнаружены в пробах Ивонинской, то оралтуринабол является стероидом в форме таблеток, который был разработан в начале 1960-х годов немецкой фирмой "Йенафарм" в бывшей Германской Демократической Республике. Сборные ГДР по легкой атлетике – и мужская, и женская – в прошлом веке считались одними из самых сильных в мире, однако после падения Берлинской стены и воссоединения Германии стало известно, что одним из секретов успехов немецких атлетов была развитая фармакология.

Оралтуринабол, кстати, вплоть до 80-х годов прошлого века был в ГДР допинговым средством № 1 не только среди легкоатлетов: этот стероид оказывал преимущественно анаболическое действие на организм, которое сочеталось с относительно небольшим андрогенным. Иными словами, чисто внешне препарат вызывал меньше подозрений, чем его более мощные аналоги, так как приводил к росту мышечной массы в результате длительного приема, а не в короткие сроки, что выглядело менее подозрительно.

При этом оралтуринабол обладал другим эффектом: атлет как бы "накапливал" внутреннюю энергию, которая позволяла ему при скромной мышечной массе поднимать достаточно большие веса. Эта "взрывная" энергия препарата делала его популярным не только среди легкоатлетов-спринтеров, но и среди штангистов, а позже – и среди пауэрлифтеров. Самое же главное его достоинство в прошлом столетии – он был идеален для соревнований, на которых применялась старая антидопинговая система.

Дело в том, что оралтуринабол очень быстро разлагается в организме, а продукты его распада выводятся естественным путем, при мочеиспускании, в кратчайшие сроки: эксперты утверждают, что те же немецкие атлеты, принимавшие оралтуринабол в качестве единственного стероида, прекращали его прием ровно за пять дней до теста – и их пробы оказывались абсолютно чистыми. Парадоксально, но факт: в прошлом веке при массовом распространении этого стероида не было зафиксировано ни одного допинг-скандала, в котором бы фигурировало это средство.

Однако XXI век принес множество технологических новшеств, позволяющих определять наличие в организме даже таких стероидов-"невидимок", и к 2011 году оралтуринабол стал одним из лидеров допинговых скандалов: за год до Лондонской олимпиады он был обнаружен в пробах 23 российских спортсменов, хотя с производства в Германии был снят еще в конце 80-х годов прошлого столетия, несмотря на вполне легальное использование в обычной медицине для лечения серьезных травм, мышечной дистрофии и для восполнения кровопотери.

Свято место пусто не бывает. Эксперты объясняют продолжение жизни немецкого препарата после официального снятия с производства его "успешностью" в скоростно-силовых видах спорта. Поскольку препарат являлся свободным дженериком (рецептура его не запатентована и хорошо всем известна), он кустарным способом продолжает производиться в ряде стран, в том числе в Азии. А спрос на него, видимо, исчезнет только после того, как станет ясно, что скрыть следы его применения от современных методов допинг-контроля невозможно даже через шесть лет после окончании приема – как в случае с казахстанской атлеткой.

Игорь Воротной

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться