Допустить независимых поставщиков к продаже авиатоплива предлагает антимонопольное ведомство

2745

Среди других предложений для защиты конкуренции – вывести FlyArystan из состава Air Astana и реализовать акции Qazaq Air.

Допустить независимых поставщиков к продаже авиатоплива предлагает антимонопольное ведомство Фото: yandex.kz

Агентство по защите и развитию конкуренции РК опубликовало краткую справку по анализу состояния конкуренции на рынке внутренних регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Казахстане, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт агентства.

Анализ провел департамент транспорта и связи АЗРК в рамках мониторинга цен и признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса РК и Методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденной приказом агентства от 3 мая 2022 года.

В качестве исходной информации использовались данные бюро национальной статистики, а также сведения субъектов рынка (авиакомпаний), осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке. Нерегулярные пассажирские авиаперевозки в рамках анализа не рассматривались.

Как сообщает АЗРК, в Казахстане действуют шесть отечественных авиакомпаний.

Вместе с тем авиакомпании АО "Жезказган-Эйр", АО "Жетысу" и АО "Южное небо" выполняют санитарные и чартерные рейсы в границах Республики Казахстан и не осуществляют внутренние регулярные (коммерческие) рейсы. В связи с чем в данном анализе объемы данных авиакомпаний не учитывались.

Состав субъектов рынка также проанализирован на предмет отнесения к одной группе лиц в соответствии со статьей 165 кодекса. По итогам установлены субъекты рынка, входящие в одну группу лиц: группа лиц в составе АО Air Astana со структурным подразделением FlyArystan (51% принадлежит АО "ФНБ "Самрук-Казына") и АО QAZAQ AIR (учредитель – АО "ФНБ "Самрук-Казына" – 100%).

Группа лиц, согласно пункту 2 статьи 165 кодекса, рассматривается как единый субъект рынка. Доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей субъектов рынка, входящих в одну группу лиц, действующих на одном товарном рынке, и рассматривается как доля единого субъекта рынка.

Основными барьерами входа новых субъектов на рассматриваемый товарный рынок являются экономические (объемы первоначальных инвестиций), административные (требования к допуску авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок) ограничения.

"Кроме того, имеется ряд проблемных вопросов развития конкуренции на рынке, связанных с высокой стоимостью авиатоплива, отсутствием конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченным доступом к топливно-заправочным комплексам аэропортов и др.

По показателям коэффициента рыночной концентрации, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок услуг регулярных внутренних воздушных перевозок относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией", – говорится в сообщении.

В качестве рекомендаций по развитию конкуренции на анализируемом товарном рынке ведомство предлагает:

  • обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в аэропортах, в том числе независимых поставщиков, к продаже авиатоплива на территории аэропортов;
  • выделить как отдельный субъект рынка FlyArystan;
  • АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" – реализовать акции АО Qazaq Air;
  • увеличить долю биржевых торгов авиатопливом;
  • при заключении международных соглашений о воздушном сообщении обеспечивать возможность осуществления перевозок со стороны Казахстана не менее чем двум авиакомпаниям.
Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться