ЕАЭС: расширение интеграции на фоне внутренних проблем

4601

Одной из главных тем на встрече лидеров стран ЕАЭС стали процессы взаимодействия союза со странами, не входящими в его состав.

ЕАЭС: расширение интеграции на фоне внутренних проблем

Между тем, на встрече глав государств пятерки участников ЕАЭС, образующих Высший совет союза,  отчетливо прозвучала мысль о том, что внутри самого интеграционного объединения пока далеко не все механизмы работают так, как задумывалось. И это может стать проблемой и при наращивании сотрудничества ЕАЭС с третьими государствами посредством создания зон свободной торговли.

С годовщиной вас!

Однако начало заседания прошло под весьма праздничный аккомпанемент – та часть встречи членов Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), которую показали прессе, началась с поздравлений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева коллегам по случаю годовщины образования  Евразийского экономического союза. "Прежде всего, хотелось бы поздравить нас всех с важной датой - с годовщиной подписания договора о ЕАЭС, которое произошло здесь, в Астане, 29 мая. Россия, Казахстан и Беларусь дали старт, наш состав пополнился Арменией и Кыргызстаном, и деятельность ЕАЭС набирает обороты", - сказал казахстанский лидер.

По его словам, повестка дня состояла из 14 пунктов "по актуальным важным вопросам деятельности экономического объединения", однако председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян тут же предложил дополнить повестку заменой одного представителя Кыргызстана в коллегии ЕЭК на другого. Президенты не возражали против этого дополнения, после чего встреча в узком кругу продолжилась в закрытом формате. Когда же трансляция возобновилась с момента проведения заседания в расширенном составе, стало ясно, что основным вопросом повестки дня являлась дальнейшая экспансия ЕАЭС за его нынешние пределы.

В перспективе – Индийский океан и Балканы

"Сегодня мы обсуждали в узком кругу вопросы сотрудничества с Китайской Народной Республикой, Индией, Израилем, Египтом, Ираном, Камбоджей и многими другими странами, - заявил Нурсултан Назарбаев. - Нами рассматривается возможность налаживания торгово-экономических связей Евразийского экономического союза с интеграционными объединениями - такими как Европейский союз, ШОС, АСЕАН и другие. При этом объединенный рынок Евразийского экономического союза должен стать связующим звеном между Востоком и Западом, Севером и Югом. Свободное передвижение товаров, услуг в рамках ЕАЭС соответствует инициативе экономического пояса Шелкового пути, выдвинутое китайским руководством".

Вышедший к прессе после окончания заседания ВЕЭС председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян это наблюдение подтвердил, пояснив, что на заседании подробно рассматривались подходы к развитию торгово-экономического сотрудничества союза с Китайской народной республикой. "Это партнерство имеет принципиальное значение для наших стран. И ЕЭК начнет переговорный процесс в рамках мандата, который нам дан, и мы будем выстраивать эти отношения, прежде всего, с учетом интереса хозяйствующих субъектов наших стран. Периодически будут проводиться консультации, и с нашей стороны будут предприняты необходимые шаги для того, чтобы китайский рынок открылся для наших предприятий", - заверил Тигран Саркисян.

Попутно было обсуждено сотрудничество с Камбоджей, с которой члены ЕАЭС подписали меморандум о сотрудничестве, а также с Сингапуром, с которым заключен такой же документ, как и с Камбоджей. "Это дает нам возможность в рамках этих меморандумов создать рабочие группы, которые будут изучать потенциал экономического взаимодействия с Камбоджей и Сингапуром и на основе этой работы будут предложены пути выстраивания торговых отношений, - отметил председатель коллегии ЕЭК. - Сегодня принято решение о начале переговоров с Республикой Сербия об унификации ЕАЭС и его государствами-участниками документа о торговом режиме с этой страной".

Причем тут борщ, когда такие дела на кухне?!

Однако, как выяснилось, по поводу планов дальнейшей экспансии за пределы ЕАЭС посредством создания зон свободной торговли или иных форм сотрудничества, существовало и особое мнение. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал понять, что он не против дальнейшего расширения территории союза, но только после того, как будет наведен четкий порядок на уже существующей территории. "К сожалению, не все развивается так, как мы планировали, проблемы еще остаются, - констатировал Лукашенко. - Прежде всего, необходимо перевести теоретические наработки в практическую плоскость: следует избавиться от внутренних изъятий и ограничений взаимной торговли. Как бы наше объединение не эволюционировало - сначала Таможенный союз, потом Единое экономического пространство, наконец, ЕАЭС - количество этих изъятий и ограничений не изменилось. Так и осталось на уровне 600. Равные условия для государств-участников ЕАЭС и безбарьерная среда до сих пор не созданы. Более того, после подписания договора наш внутренний торговый оборот только падает: в 2012-13 годах он был на уровне 65 миллиардов долларов, а в 2015 году - всего 45 миллиардов долларов. Видимо, не все позиции договора соответствуют современной ситуации в экономике и нашим ожиданиям", - заметил он.

Белорусский лидер также заострил внимание на том, что по-прежнему остается нереализованной инициатива о выработке механизма функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих стран. "Нами сделаны первые шаги по интеграции в энергетической сфере. Выработана и утверждена концепция общего рынка электроэнергии. Сегодня мы рассмотрели такие же планы по газу, нефти и нефтепродуктам. Но от концепции до их воплощения в жизни путь иногда бывает очень долгим. Причиной тому мы являемся сами, - считает г-н Лукашенко. - Наряду с этим давно обсуждается вопрос создания единого рынка лекарств и медицинских изделий. Однако и здесь дальше разговоров дело не пошло. В сегодняшней повестке дня многие вопросы связаны с определением места нашего союза в мировой экономической системе. И все, что я сказал прежде, нужно для того, чтобы уверенно вести диалог с внешними партнерами. Для этого нам необходимо сформировать собственный высокоразвитый единый рынок. Нам надо самим быть сильными, надо укреплять свой союз. Тогда нам легче будет вести диалог и с Европейским союзом, и с Китаем, и с другими. Тогда мы будем сильными - и будем выступать с единых позиций. Пока этого нет. А без этого ЕАЭС не сможет эффективно реализовывать как внутреннюю, так и внешнюю политику".

Его тут же поддержал президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, по мнению которого, несмотря на положительные аспекты интеграции, к которым он отнес отмену таможенного контроля на границе с Казахстаном и улучшение положения трудовых мигрантов в России и других странах-членах союза, "до сих пор очень много различных барьеров между нашими странами". "Это вопрос о применении унифицированного железнодорожного тарифа, вопрос о снятии ветеринарного контроля на границе Казахстана и Киргизии, вопрос о транзите товаров для Кыргызстана по территории Российской Федерации и несколько других", - перечислил Алмазбек Атамбаев. Не забыв, естественно, помянуть и запрет на ввоз киргизского картофеля в Казахстан, возникшего по санитарным причинам. " И я очень благодарен президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву и президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, за то, что нашел полное понимание и обещание поддержать, решить в кратчайшие сроки эти вопросы, – заявил президент Кыргызстана. – И поддерживая формат вот такого сотрудничества, я хотел бы призвать, чтобы мы впредь воздерживались от мер, способных поставить под угрозу достижение основных целей и задач интеграции и направлять свои силы, в первую очередь, на устранение таких барьеров, которые могут дискредитировать саму идею союза", - заключил он.

После этого президенту Российской Федерации Владимиру Путину осталось согласиться с коллегами по поводу того, что "многого удалось достичь в деле сокращения взаимных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов", но несмотря на это, "их еще очень много". "Напомню только, что из выявленных на этапе подготовки договора о союзе 422 торговых ограничений более 80 уже устранено, еще около 30 находятся в процессе отмены, а 16 должны быть ликвидированы в течение 2016 года, - отметил Владимир Путин. - Крайне важно продолжить унификацию нетарифного регулирования, развивать механизмы отслеживания движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию союза до их передачи потребителю, совершенствовать взаимодействие в сфере санитарно-эпидемиологического контроля", - добавил он.

После чего пригласил всех участников ЕАЭС подключиться к программе импортозамещения, проводимой в России. "Мы приглашаем всем наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях, включая машиностроение, электронную и легкую промышленность, сельское хозяйство, - пояснил российский лидер. - К 2019 году должен быть сформирован общий рынок электроэнергии, утверждена его концепция, начата подготовка соответствующей программы. По оценкам экспертов, реализация этой задачи обеспечит дополнительный прирост ВВП государств членов союза в размере семи миллиардов долларов. Сегодня мы сделаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов, примем соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего союза. Это даст совокупный эффект в газовой отрасли более одного миллиарда долларов, а в нефтяной - до восьми миллиардов долларов в год", - добавил он.

Нефть без границ и ограничений

После заседания председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян пояснил, что во вторник в Астане главы государств ЕАЭС утвердили концепцию формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов Союза. В соответствие с ней энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться, в том числе, на биржевых торгах. "Мы должны разработать в следующем году и представить на утверждение президентов программу реализации этой концепции и в дальнейшем будет подготовлен соответствующий договор, после принятия которого в 2025 году у нас будет единый энергетический рынок. Точно по этой же логике выстроена концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС и этот общий рынок на тех же принципах также будет сформирован к 2025 году", - пояснил Тигран Саркисян.

Помимо этого, по его же словам, в Астане во вторник были утверждены основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2016-2017 годы. Этот документ является, по характеристике представителя ЕЭК, "антикризисным", он определяет наиболее важные краткосрочные и среднесрочные задачи, стоящие перед экономиками стран, входящих в ЕАЭС. "Согласно достигнутым договоренностям, мониторинг мер, реализуемых странами, будет принят в качестве ориентира, и этот мониторинг будет осуществляться систематически, - сказал Тигран Саркисян. - Он позволяет нам выявлять те совместные мероприятия, которые мы должны реализовать, чтобы те основные принципы, которые заложены в нашем союзе, были реализованы. Координация работ в рамках макроэкономической политики затрагивает три основных аспекта: уровень инфляции, бюджетный дефицит, а также государственный внешний долг". И сообщил, что следующее заседание ВЕЭС будет проведено в декабре этого года в Москве.

Игорь Воротной, Астана