В Казахстане предлагают ввести институт омбудсмена по финансовым услугам, передает inbusiness.kz.
Это предложение включено в проект поправок в законодательство по вопросам регулирования и развития финансового рынка, который в настоящее время мажилис рассматривает в первом чтении.
Председатель агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова отметила, что в прошлом году депутаты предлагали создать службу единого финансового омбудсмена. На тот момент существовали банковский и страховой омбудсмены.
"Поскольку не было наработанной практики и не было понятно, как будут собираться взносы с микрофинансовых организаций, было принято решение сперва создать отдельную службу микрофинансового омбудсмена. За этот год вся необходимая работа была проведена: офис создан, бюджет сформирован, он уже приступил к рассмотрению заявок. С начала года микрофинансовым омбудсменом рассмотрено более 5000 заявок, банковским – порядка 10 тысяч. Мы постоянно анализируем эти обращения – в основном они касаются вопросов урегулирования проблемной задолженности", – сказала Мадина Абылкасымова на пленарном заседании мажилиса.
Поскольку такие заемщики, как правило, имеют кредиты в нескольких финансовых организациях – банках и микрофинансовых компаниях, они подают свои заявления и микрофинансовому, и банковскому омбудсменам, добавила она.
"Это один и тот же заемщик, но по разным кредитам, и у них разная практика. Сейчас рассмотрение заявлений по проблемной задолженности идет отдельно. В этой связи мы предлагаем, чтобы была единая служба финансового омбудсмена, внутри которой будет разделение – отдельно закреплены микрофинансовый, банковский и страховой омбудсмены. То есть они сохранятся, но офис будет единый, и будет обеспечен единый порядок рассмотрения заявлений. Если поступит заявление об урегулировании проблемной задолженности от заемщика, то оно будет рассматриваться по единому порядку. Мы считаем, что это повысит эффективность рассмотрения обращений по проблемной задолженности", – сказала глава АРРФР.
Кроме того, по ее словам, в августе 2025 года была создана цифровая платформа для коллективного урегулирования проблемной задолженности. Поэтому понадобился год, чтобы эту службу создать.
"И сейчас в рамках нового закона мы просим вас поддержать создание службы единого финансового омбудсмена. Он повысит эффективность рассмотрения обращений граждан", – резюмировала она.
Читайте по теме:
На предложение ограничить госпремии в Отбасы банке ответил Нацбанк