Электронные зерновые расписки споткнулись об элеваторы

Диана Слинькова Диана Слинькова
6938

Сельхозтоваропроизводители СКО категорически против безальтернативного введения электронных зерновых расписок взамен привычных бумажных.

Электронные зерновые расписки споткнулись об элеваторы

Об этом аграрии рассказали на встрече с первым вице-министром сельского хозяйства РК Кайратом Айтугановым.

Закон принят – будьте добры исполнять
Согласно вступившему в силу Закону РК "О зерне", зерновые расписки с 23 июля  в Казахстане выпускаются только в электронном виде, а субъекты зернового рынка начали работать в информационной системе зерновых расписок. Для чего это было сделано, на встрече рассказала заместитель директора департамента производства и переработки растениеводческой продукции МСХ Ляззат Купанова:

"Институт зерновых расписок был введен согласно закону "О зерне" с 1 августа 2002 года, главное назначение этой ценной бумаги – залоговое обеспечение кредита в банке. За период с 2002 по 2015 г.г. отечественные товаропроизводители получили посредством залога по зерновым распискам кредитные ресурсы в банках второго уровня на сумму 1,5 трлн тенге. Все эти годы зерновая расписка обращалась в бумажной форме, однако опыт работы показал, что имеются проблемы, связанные с документальностью зерновой расписки, - выписка на неподтвержденные объемы, "воздушные" зерновые расписки. Эти факты снижают доверие к зерновой расписке со стороны банков. В связи с этим был принято решение перейти на электронную форму зерновой расписки. Это веление времени. Как показывает опыт развитых стран, это позволит обеспечить прозрачность, исключить нарушения, которые выявлялись ранее при контроле, а также перейти в будущем на электронную торговлю зерном".

Ляззат Купанова очень подробно описала все преимущества системы электронных зерновых расписок, от которых фермеры и элеваторы, по мнению разработчиков, видимо, должны были прийти в неописуемый восторг. Во-первых, по ее словам, это позволит фермерам снизить издержки – не нужно тратить время на поездки на элеватор, все операции производятся в электронном формате через Интернет и мобильную связь. Во-вторых, владелец зерна будет иметь доступ в режиме онлайн к информации по партиям зерна, сданного им для хранения на элеватор. Кроме того, он сможет защитить свои интересы при сдаче зерна на хранение и определении качества зерна, так как законом предусмотрено, что он согласовывает качество зерна в ценовой расписке. Будет радость и для ХПП – им теперь  не нужно нести расходы,  связанные с приобретением и оформлением бланков зерновых расписок, часть операций в информационной системе будет осуществляться вообще без их участия. Контролирующие же органы в лице Минсельхоза и местных исполнительных органов получат доступ в режиме онлайн к актуальной базе данных по всем выпущенным лицензированными ХПП зерновым распискам и их держателям. Это позволит им оперативно проводить анализ состояния рынка и загруженности емкостей хранения по республике.

"Поскольку система сама будет отслеживать все операции с зерновыми расписками, это обеспечит прозрачность и позволит минимизировать риски умышленных нарушений в данной сфере. Система в автоматическом режиме будет блокировать попытки выписки зерновых расписок на объем зерна, превышающего техническую емкость конкретного ХПП. Кроме того, ХПП будут обязаны публиковать финансовую отчётность и аудиторский отчет, что будет способствовать обеспечению прозрачности их деятельности. Это позволит повысить надежность зерновой расписки и доверие к ней со стороны банков и положительно скажется на привлечении инвестиций в АПК страны", - резюмировала г-жа Купанова.

Должен быть выбор!
Если верить информации Ляззат Купановой, семь областей Казахстана уже проинформировали о готовности к переходу на электронные зерновые расписки, а по словам начальника отдела АО "Информационно-учетный центр" (именно эта структура контролирует внедрение новшества) Манаса Байтореева, СКО вообще в числе лидеров по переходу на новую систему. Однако в зале не нашлось ни одного человека, который безоговорочно поддержал бы это нововведение. Все выступающие были едины во мнении, что нужен переходный период, во время которого будет разрешено параллельное хождение и бумажных, и электронных зерновых расписок. Впрочем, нет: этим единственным человеком и был г-н Байтореев, который, казалось, разговаривал с присутствующими на разных языках, весьма неубедительно отвечая на претензии аграриев, чем и заслужил реплику из зала: "Вы ни на один наш вопрос конкретно не ответили!"

Например, представитель ИУЦ рьяно убеждал собравшихся, что на территории СКО нет проблем с Интернетом и мобильной связью (а это одно из главных условий работы системы электронных зерновых расписок), тогда как многие сидящие в зале с удовольствием пригласили бы оратора к себе в село, чтобы доказать обратное.

"Надо думать о мелких хозяйствах, им в этой ситуации труднее всего. У меня сосед сам на комбайне убирает хлеб, в селе нет мобильной связи. И пока он не уберет хлеб, он с поля не уйдет! Должен быть выбор: крупные хозяйства пусть работают по электронным распискам, а мелкие - пока по бумажным. Сегодня на юге уборка заканчивается – есть у вас информация, как работает эта система?" - поинтересовался директор КТ "Мамбетов и К" Еркебулан Мамбетов.

Г-н Байтореев ответил, что "система работает", однако ни цифр, ни фактов в доказательство своих слов не привел. Между тем коллегу поддержал директор одного из крупнейших сельхозформирований региона КТ "Зенченко и К", представитель прославленной династии аграриев Геннадий Зенченко:

"Будем откровенны: на селе имеет место и элементарная компьютерная безграмотность, плюс проблемы с интернетом и мобильной связью. И если на все это закрыть глаза, не прислушаться к мнению самих крестьян и не разрешить им пользоваться бумажными расписками, то наш североказахстанский хлеб уйдёт "по-чёрному" за границу, в соседнюю Россию, без всяких налогов. Потеряет государство, наша экономика. Не надо толкать на это, вынуждать. С земельными реформами не прислушались, не обсудили с людьми в регионах и что вышло? По этим вопросам тоже неоднократно собирались и озвучивали все имеющиеся препятствия для введения электронных расписок, говорили, что прежде надо решить ряд проблем с интернетом и другие. Но почему-то это не учли, а насильно без учёта мнения ввели и всё! Причём, перед самой уборкой, не оставляя крестьянам никакого выбора. Сегодня начинается уборка, и именно сейчас этот вопрос ставится, почему именно сейчас, а не два-три месяца назад? Мы добьемся того, что крестьянин не повезет зерно на элеватор, и хлеб уйдет в Россию – там не спросят никаких расписок. Давайте в этом году оставим оба варианта, а на следующий, когда более-менее все будет отработано, окончательно перейдем на электронные расписки. А то получается, что с января думали об этом, а конкретно вопрос поставили перед сентябрем. Надо понимать, что при таком подходе мелким фермерским хозяйствам придет полный конец. Сегодня вы заставите крестьянский хлеб сдать хозяину элеватора за бесплатно – вот это самая главная тема".

Как сообщил руководитель областного филиала Союза фермеров казахстана Нияз Ибраев, "в Северо-Казахстанской области из порядка 4000 агроформирований 3700 – это мелкие хозяйства, причем среди них есть такие, у которых не просто нет интернета – они вообще не представляют, что это такое!"

Элеваторы тоже против
У представителей элеваторов тоже немало вопросов к разработчикам новой системы. Так, на АО "Султан элеватор ММК", когда стали подключаться для работы в системе, обнаружили, что договором с АО "Информационно-учетный центр" защищаются права только вышеназванной структуры. При этом договор должен подписываться без каких-либо оговорок:  если у ХПП есть несогласие с договором, он все равно его должен подписать, либо, если не подпишет, у него не будет права выпускать зерновую расписку. Об этом на совещании рассказал юрист предприятия Михаил Дахно:

"Условия договора по сути кабальные, но не подписать его мы не можем Например, годовая абонентская плата как ХПП, так и клиентом должна быть оплачена 100% предоплатой. Кроме того, она должна взиматься при пролонгации  договора. Вопрос: почему дважды нужно платить? Если, допустим, четыре месяца мы пользовались системой, потом отключили, получается, за оставшиеся 8 месяцев оплата сгорела и нам предлагают снова заплатить.

Кроме того, предусмотрено, что цены и условия договора ИУЦ определяет самостоятельно, не советуясь ни с кем, размещает на своих интернет-ресурсах, и если против них никто не возразил – они считаются принятыми. Но и ХПП, и владелец зерна по какой-то причине могут просто не увидеть их там! Но даже если увидели – обязаны согласиться, а это не согласовывается даже с МСХ. Получается, какие хочет условия – такие и будет устанавливать ИУЦ. Юридически созданы условия, которые ущемляют интересы и владельцев зерна, и ХПП. Мы обращались  письмами в ИУЦ, в МСХ. Последние еще не до конца вникли в эту проблему и предлагают нам не беспокоится, говоря, что ИУЦ – солидный партнер, уполномочен государством на то, чтобы быть регистратором, а ИУЦ отвечает – нет, договор у нас типовой, все подписывают. Но ведь по крайней мере с профильным министерством, с уполномоченным органом в сфере зерновой деятельности должны согласовываться подобные вещи? Кто еще защитит интересы владельцев зерна?"

На этот вопрос г-н Байтореев не ответил, зато пообещал дать ответ на письменный запрос, с которым предприятие ранее обратилось в ИУЦ, и отметил, что г-н Дахно - первый человек, который нашел какие-то кабальные условия в этом договоре. Мол, на 9 августа 94 договора заключено с ХПП, никто не возмущался, и "там кабальных условий нет".

 "Мы создали систему, которую со временем будем улучшать и наращивать. Мы создали удобство для сельхозтоваропроизводителя тем, что обязали ХПП согласовывать с ним параметры зерна. Сейчас есть независимые лаборатории, их список на нашем портале, и если ХПП выставляет владельцу зерна заниженные показатели, он можете туда обратиться. Сегодня можно бороться с произволом ХПП, которые они раньше творили.

Доступность и прозрачность – наша цель в первую очередь. Многие ХПП, боясь этой прозрачности, всякими путями пытаются остановить этот процесс. Каждые три дня ХПП обязано выпускать зерновую расписку, тем самым мы контролируем поступление зерна, и если сельхозтоваропроизводитель не "погасил", а где-то на границе всплыло какое-то зерно, это будет поводом для того, чтобы территориальная инспекция выехала с проверкой в это ХПП. Многие ХПП этого боятся, потому что это контроль. Бизнес сегодня необходимо вести открыто, господа предприниматели! Вы когда в большие гипермаркеты приходите, требуете чек – так же  и сельхозтоваропроизводитель имеет право затребовать у вас отчет, это ваш клиент, который всегда прав", - пояснил представитель ИУЦ.

Есть еще одна проблема для элеваторов, которую подняла директор ТОО "Северное зерно" Светлана Карабанова,  - система штрафов для хлебоприемных предприятий в случае, если владелец зерна не согласен с качеством зерна, определенным элеватором.

"У меня вопрос к разработчикам: если несколько элеваторов по Казахстану допустили выписку левых зерновых расписок – почему все остальные должны от этого страдать? Когда завозится зерно за элеватор, делается суточная проба, которая на следующий день определяется качеством, на третий день она еще хранится. Но если на третий день сельхозтоваропроизводитель не согласовал качество, я уже получаю штраф. Если крестьянин не согласен с качеством, он берет свою суточную пробу, везет ее в независимую лабораторию. Согласно закону, мне не подписали приказ по выписке зерновой расписки только потому, что кто-то не согласен с качеством, а на основании чего он не согласен? А у нас все лаборатории аттестованные, имеют сертификаты, все лаборанты с высшим образованием. Итог один – до определения качества на третий день элеватор получает штраф, если нам не согласовали приказ. Далее, если нам не согласовали приказ, мы должны разыскать сельхозтоваропроизводителя и заставить его вывезти это зерно в течение трех дней. Это зерно уже обезличено, и тут опять могут возникнуть разногласия по качеству зерна с владельцем – согласен он с ним или не согласен? Опять везти в независимую лабораторию, а за это время сумма штрафа может увеличиться в три-четыре раза", – говорит Карабанова.

О несовершенстве системы рассказала и бухгалтер этого ТОО Татьяна Буб, отметив, что слишком уж большой человеческий потенциал приходится задействовать крупному элеватору:

"Владелец зерна приехал, заключил с нами договор. Если мы говорим, что он не обязан приезжать каждый день и платить деньги каждые три дня, а мы как элеватор должны выписывать ему зерновую расписку, ставить дату приемки, значит, элеватор должен выписывать не каждые три дня, а каждый день, когда владелец привез зерно, чтобы следующий владелец, покупая это зерно, понимал, что услуги не были оплачены и он принимает на себя обязательства по их оплате. Нужно понимать, что для крупного элеватора это 100-200 расписок в день, которые, пока идет тестирование программы, бухгалтерам нужно проверить каждую глазами. Зачем использовать такую программу, которая задействует такой большой человеческий фактор? Для оперучета элеватора мы просили сделать такую же систему, как в налоговой базе: видно, что за прошедшие дни выставлены такие-то уведомления. И владелец, и элеватор хотят удобства, без потери времени".

Есть  вопросы и по реализации зерна, когда владельцу поневоле придется потратить на это не один день.

"Допустим, у меня как у владельца зерна будет 50 зерновых расписок, а мне нужно продать их на определенный объем. На сегодняшний день согласно правилам  и согласно договору я как владелец зерна имею право консолидировать зерновые расписки в том случае, если они полностью совпадают по качеству и по дате оплаты услуг. Дату оплаты услуг я не могу поменять, элеватор делает это в течение двух рабочих дней,  и я вынуждена не просто ждать, теряя время, но  за два дня должна заплатить за услуги, чтобы, продавая зерно новому владельцу, не иметь задолженности.

Что касается самой реализации: в зерновых расписках при реализации указывается цена продажи - для какой цели? Это государственный реестр зерновых расписок, сама расписка уже подтверждает мое право владения этим зерном. ИУЦ в данном случае участвует как гарант платежа и гарант передачи этого зерна будущему владельцу. Существуют коммерческие тайны, их никто не отменял. Не каждый согласен выставить свою цену на всеобщее обозрение. Существуют другие способы контроля. И никто из нас еще не знает, насколько защищена эта программа",- считает Татьяна Буб.

Не посоветовались!
На встрече не раз отмечалось, что, собираясь переходить на систему электронных зерновых расписок, разработчики не посоветовались с самыми главными исполнителями – аграриями. Или просто не захотели услышать их мнение.

"Когда разработчики приезжали к нам в район в середине июня, я задал им вопрос: а выезжали ли вы по сельхозтоваропроизводителям и ХПП? И  мне ответили – нет. Я говорю: а как тогда вы разрабатываете закон, с кем вы советовались? Сейчас сталкиваемся с проблемой имеющейся базы сельхозтоваропроизводителей. Даже в районных центрах – это сырая база, специалист сидит и две-три головы скота с трудом забивает в систему – все вылетает. Потом в Жамбылской области бычок оказывается телочкой, и начинаются проблемы при проверках. Да, надо внедрять новые технологии, но и традиционные бумажные пока оставить. Для многих крестьян их 50-60 гектаров – единственный источник доходов, он за эту землю руками-ногами держится, он в день может только 7 тонн завести на элеватор! Нужна какая сетка: крупные хозяйства должны по электронным распискам, а мелкие – по бумажным", - считает заместитель акима района Шал акына по сельскому хозяйству Наукан Таласбаев.

При этом недостатки бумажных расписок объяснили очень размыто – якобы им банки не доверяют, говорит руководитель ТОО "Дальнее" Есилького района Николай Плетнев:

"Но технология сдачи зерна на элеватор, его продажи наработана годами и сломать ее в одночасье – мы этого опасаемся. Сейчас хлеб стремительно зреет, а у нас еще нет договоров с элеваторами. Хорошо, если зерно будет сухое – оно еще полежит, а если сырое? Разработчики не учли, что необходимо какое-то время для адаптации, чтобы средние и мелкие хозяйства могли постепенно перейти на новую систему. Это не первая встреча с нами по этому поводу, и свое мнение мы сразу высказывали, а теперь нам говорят, что почти все зарегистрированы. И сначала нам обещали, что будет альтернатива зерновым распискам, а теперь говорят – не будет никакой альтернативы, и еще на элеваторы "наехали", что они такие недобросовестные. И не надо верить отчетам мобильных операторов о 100% охвате территории области – много сел без интернета, мне например, придется выезжать за 40-50 км, чтобы поймать связь!"

Манас Байтореев попытался возразить, отметив, что "как один из вариантов мы разработали мобильное приложение", но агрария это не устроило:

"Вы не уклоняйтесь от ответа, вы ни на один вопрос конкретно не ответили, вы под сомнение ставите мнение юриста и говорите, что он первый человек, назвавший договор кабальным. А он просто отличный юрист, дотошный, поэтому у него возникли вопросы, а остальные просто не вникали. Проверяйте наши бумажные расписки, контролируйте элеваторы. Мы будем стараться и постепенно перейдем на электронные расписки, только дайте нам время, а иначе мы весь хороший урожай сгноим на элеваторах".

Переходный период нужен
Так обозначил свою личную позицию первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов.

"Никто не говорит, что электронные зерновые расписки – панацея от всех бед. Никто не просчитывал – возможно, все эти нарушения, о которых сегодня говорили, еще возрастут. И этот закон не гарантирует, что зерно, которое попало на элеватор, будет в сохранности. Мы боимся во время уборки создать хаос на элеваторах и ХПП, когда вал будет большой, особенно если зерно будет сырое. Нужно найти оптимальный вариант выполнения принятого закона", – сказал он.

В конце концов косвенно несовершенство принятого закона признал и Манас Байтореев:

"Уже поступало предложение о доработке электронного типового договора, эти предложения мы рассматриваем, но это доработка. На это нужно время – все будет наращиваться, наращиваться, наращиваться!"

На что незамедлительно получил реплику из зала:

"Значит, вся система сырая, раз требует доработки. Давайте хлеб убирать!"

Итог разговору подвел заметитель акима области Айдарбек Сапаров:

"На время, пока идет доработка, необходимо оставить бумажные расписки. Многие руководители просто еще не вникли. Сейчас, когда вникнут, когда начнут сдавать зерно, тогда и начнутся проблемы, и кто будет за это отвечать? Хорошо, что вице-министр сегодня с нами это обсуждает, я надеюсь и уверен, что будут изменения. Наше предложение – работать параллельно с двумя видами расписок".

Диана Слинькова, Петропавловск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться