Кыргызстан окончательно завершил переход на 12-летнюю модель обучения по примеру развитых стран. Об этом заявила министр просвещения Кыргызской Республики Догдуркуль Кендирбаева, передает inbusiness.kz.
24.kg цитирует слова министра образования, которая акцентировала на том, что это уже не бесконечная дискуссия, а реализованная на практике реформа.
Передовой мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-летнее, даже 13-летнее обучение. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы еще в 1992 году приняла декларацию, в которой отмечается, что "преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование"
В настоящее время в мировом образовательном пространстве такое среднее образование реализуется примерно в 150 государствах и зависимих территориях, в том числе и развитых странах.
Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Украина и Эстония. В Центральной Азии с 2013 года к ним присоединился только Туркменистан.
В Казахстане в 2011 году правительством разработан пошаговый план мероприятий по переходу на 12-летнее образование. Началась экспериментальная работа по внедрению новой продолжительности обучения в 104 школах республики.
"К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же – за счет местных бюджетов", – заявлял тогдашний глава государства Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана.
Правда, на эксперименте все и закончилось и Казахстан так и не избавился от устаревшей модели советской системы среднего образования. Тем временем сосед от слов перешел к делу.
"Мы перешли на 12-летнее образование. Это свершившийся факт! Речь не о планах, а о реальных действиях", – подчеркнула министр просвещения Кендирбаева в интервью представителям СМИ.
По ее словам, переход стал возможен благодаря политической воле президента Садыра Жапарова, который обозначил образование как приоритет. Глава государства поддержал реформу и нормативно, и финансово. Только на разработку новых учебников в 2025 году выделили 744 миллиона сомов (около 4 млрд 501,2 млн тенге).
Над созданием учебников нового поколения трудятся более 200 специалистов, включая учителей, ученых и экспертов Национальной комиссии по государственному языку.
С этого года в Кыргызстане все учебники принадлежат государству, являются госсобственностью, а не частным издательствам, как в Казахстане, что позволяет централизованно контролировать качество и содержание. В этом сосед тоже опередил Казахстан.
В соседней республике система образования также меняется структурно. Например, в Казахстане и других странах постсоветского пространства, оставшихся в старой системе, старшеклассники повторяют ранее пройденный материал в несколько углубленном виде, что вызывает у них скуку и неинтерес к учебе. Поэтому после 9-го класса значительная часть учащихся уходит из школы.
А в Кыргызстане в рамках 12-летней программы обучения старшие классы станут своего рода колледжами или техникумами, где будущие выпускники начнут осваивать конкретную специальность. С этой целью в старших классах внедряется "профильное обучение": ученики смогут выбирать направления в соответствии с будущей профессией. Основное внимание – на естественные и точные науки, поскольку именно таких специалистов не хватает в экономике.
Заслуживает внимания и тот факт, что цифровизация образования в Кыргызстане идет невероятными темпами. Родители могут легко зарегистрировать своих детей в первый класс онлайн через систему "Тундук".
Кыргызстан превзошел все страны ЦА в легализации электронных аттестатов. В Казахстане перечень цифровых документов в мобильном приложении eGov Mobile только недавно пополнился аттестатом об основном среднем и общем среднем образовании. Единая платформа "Э-Кундолук" избавила киргизских учителей от бумажной волокиты и лишней отчетности. Эта система обеспечивает постоянную обратную связь между родителями и учителями.
Переход от старой 11-летней к 12-летней системе образования актуализировал вопрос кадрового обеспечения. По словам Кендирбаевой, высшие учебные заведения уже подготовились и нарастили темпы подготовки учителей. В 2024/2025 учебном году 80% выпускников педвузов трудоустроены по специальности.
С 2026 года начнется поэтапное повышение заработной платы педагогов. Но вместе с этим вырастут и требования к ним. Для контраста – в Казахстане для поступления в вуз на педагогические специальности выпускнику необходимо набрать всего 75 баллов на ЕНТ. В Кыргызстане же в этом году проходной балл на педагогические специальности увеличен до 130. Это говорит о высоких требованиях.
"Мы начали системную трансформацию. Образование – это не стройка и не завод. Это результат, который мы увидим через 10-15 лет. Но мы уверены – идем в правильном направлении", – резюмировала министр просвещения Кендирбаева.
Полный переход Кыргызстана к 12-летнему образованию прежде всего почувствуют те дети, которые впервые переступят порог учебных заведений в этом году. Как пояснила президент Киргизской академии образования Назира Дюшеева, предварительной подготовки от первоклассников теперь не требуется, писать и считать будет учить школа. Главное, чтобы родители зарегистрировали своего ребенка в школу онлайн.
Первоклассники будут обучаться по программе, разработанной на основе действующей программы дошкольной подготовки "Наристе" ("Малыш"). Программа была модернизирована, а количество часов увеличено с 480 до 608.
С учетом возрастных особенностей детей занятия длятся 35 минут. Недельная нагрузка составит не 15 часов, как ранее, а 19, или примерно по четыре урока в день при пятидневной учебной неделе.
В первом классе включены следующие предметы: киргизский язык и чтение, русский язык, математика, музыка, "Я и мир", физическая культура, изобразительно-художественное творчество и технология.
"В "Я и мир" входят этика, родиноведение, ОБЖ и естествознание. Этот предмет будет идти с первого по пятый класс. В первом классе появятся новые учебники по математике. В целом учебный процесс отныне будет проходить с помощью интерактивных методов обучения, экскурсий, подвижных игр, как на Западе", – сказала Назира Дюшеева.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций, утвержденному в июле 2025 года министерством просвещения, 6-летние и 7-летние дети (2018 года рождения), прошедшие программу предшкольной подготовки "Наристе", умеющие писать, читать и считать, принимаются сразу во второй класс, где осваивают образовательные программы второго класса 12-летней школы.
Однако массово перепрыгнуть во второй класс, пройдя предшкольную подготовку, дальше не получится. Такая возможность есть только в 2025 году.
Первая четверть будет адаптационной, чтобы путем наблюдений, бесед и тестирования учителя смогли понять реальный уровень знаний учащихся. С учащимися, чьи знания отстают от сверстников, педагоги будут заниматься индивидуально, после уроков, объяснять им пройденный учебный материал, таким образом прилагая усилия для повышения их знаний до уровня других.
Педагогу позволят самому регулировать образовательную траекторию учеников. Главное, чтобы сформировали компетенции, заданные новыми стандартами.
12-летнее образование не ограничивается только первым классом. Меняется вся учебная программа среднего образования. Например, пятые и седьмые классы тоже перейдут на обучение по новым программам и учебникам с сентября этого года. В частности, ученики 5-х классов будут изучать материалы 5-го и 6-го классов.
Для остальных готовятся "интегрированные учебники". Большинство учебных программ и предметных стандартов в этом году будут с пометкой переходного периода.
Введение отметок (оценок) с использованием описательных способов начинается с 4-го класса. Математика и предметы естественно-научного направления 5-х и 7-х классов, а также английский язык с 3-го по 9-й класс обеспечиваются обновленными образовательными программами и новыми учебно-методическими комплексами, ориентированными на новое среднее школьное образование.
В образовательное содержание предмета "Человек и общество" теперь интегрированы основы финансовой и налоговой грамотности, на изучение которого в 7-м классе выделяется два часа в неделю.
Тем самым Кыргызстан не повторил ошибку Казахстана, который попытался ввести в экспериментальном порядке 12-летнюю систему образования только в начальных классах. У соседей требования и стандарты "двенадцатилетки" будут постепенно, но повсеместно и комплексно внедряться во все классы.
В интервью телеканалу 24.kg Назира Дюшеева подчеркнула, что в 2025 году подготовят новые книги по математике, английскому языку и естествознанию. Позже – по истории и географии и так далее.
"Для старших классов предусмотрены новые учебники по курсу "Естественные науки", куда включены предметы: химия, биология и физика. При этом учителя смогут использовать старые учебники по отдельным предметам. Полностью отказаться от них нельзя, поскольку есть книги, которые соответствуют содержанию предметных стандартов. Существует так называемое фундаментальное ядро по каждой науке, и ни одна часть его не должна выпасть. Педагоги могут использовать учебную литературу по своему усмотрению", – добавила глава Кыргызской академии образования Дюшеева.
Как сообщает газета "Кут билим" со ссылкой на минпросвещения, в 2028/29 учебном году произойдет двойной выпуск 9-классников и начнется выдача аттестатов об окончании 12-летней школы.
А в 2036/37 учебном году ожидается первый выпуск полноценной 12-летней программы.
Читайте по теме:
В школах Кыргызстана будут учиться 12 лет