Газификация Восточного Казахстана: быть ли российскому газу?

19409

Новый газопровод из соседней России в северные регионы Казахстана пока еще лишь идея, которая является предметом переговоров двух стран.

Газификация Восточного Казахстана: быть ли российскому газу? Фото: kapital.kz

Но насколько он выгоден каждой из сторон? Своим мнением поделились российский эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич и управляющий по проектам Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazServise) Нияз Жумат в рамках видеомоста "Москва – Нур-Султан", организованного агентством Sputnik Kazakhstan.

Почему Казахстану нужен российский газ и кому это выгодно?

Впервые о новом газопроводе из России в Казахстан речь зашла летом прошлого года. Дело в том, что шаг за шагом республика продолжает реализовывать свои планы по газификации всей страны. Но не охваченными голубым топливом остаются восточные и некоторые северные регионы Казахстана.

В силу особенностей расположения газоносных месторождений на территории республики (в основном они сосредоточены на западе. – Прим. автора), а также в силу масштабов территории и особенностей рельефа страны нам экономически выгоднее получать газ из соседней России. Предполагается, что маршрут нового газопровода будет следующим: Барнаул – Рубцовск – Семей – Усть-Каменогорск. Презентуя летом прошлого года этот проект перед правительством, глава минэнерго Нурлан Ногаев заметил, что именно такой вариант позволит газифицировать население восточных и северных регионов республики численностью более двух миллионов человек. Объем потребления оценивается в 2,3 миллиарда кубометров в год.

Созданная рабочая группа между "КазТрансГазом" и "Газпромом" обсуждает детали будущего проекта, концепция которого должна быть готова уже через два месяца, не позднее 1 апреля нынешнего года.

В ходе видеомоста "Москва – Нур-Султан" самый первый вопрос, который был задан казахстанскими журналистами, был таким: "Кому более выгоден этот проект – Казахстану или России?" Российский эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич заметил, что это "один из самых здравых проектов", так как обе стороны исходят из его экономической целесообразности и обоюдной выгоды для обеих сторон.

"В нем есть логика: проще проложить газопровод из России, чем тянуть еще одну магистраль с западных месторождений Казахстана", – сказал г-н Марцинкевич.

Во-вторых, Россия и Казахстан могут вести взаиморасчеты путем подсчета "кубометров газа", избежав лишних финансовых операций. Он напомнил, что российская компания "Газпром" регулярно закупает казахстанский газ по трубопроводу "Центральная Азия – Центр".

"Поэтому встречные поставки (российского газа в Казахстан по новому трубопроводу. – Прим. автора) позволят избежать финансовых операций, что, как минимум, удобно для обеих сторон", – сказал эксперт.

В-третьих, при строительстве газопровода Барнаул – Рубцовск – Семей – Усть-Каменогорск планируется провести газоотвод в сторону Павлодара из Семея. Вдоль будущего газопровода живут более двух миллионов человек, в чьи дома придет газ.

"Для вашей газодобывающей республики этот проект позволит закончить очередной этап газификации своей территории. Россия параллельно также сможет газифицировать те населенные пункты, мимо которых будет пролегать будущий газопровод на ее территории", – подчеркнул г-н Марцинкевич и добавил, что "никакой предполагаемой будущей зависимости Казахстана в данном проекте от поставок российского газа нет и не предвидится".

Что касается стоимости будущего газопровода, то пока этот вопрос остается открытым, однако, по мнению эксперта, сегодня можно предположить по какой цене российский газ будет поставляться в Казахстан.

"Так как обе наши страны входят в ЕАЭС, то, скорее всего, модель расчета тарифа будет такой же, как и для Беларуси. Скорее всего, если учесть, что в рамках ЕАЭС экспортная пошлина не взимается, то это будет 125 долларов США за кубометр", – сказал г-н Марцинкевич.

Он не исключает вероятности, что стороны в ходе переговоров придут к конкретным цифрам, которые позволят им аккуратно окупить свои инвестиции и которые будут выгодны всем.

В свою очередь управляющий по проектам Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazServise) Нияз Жумат заявил, что казахстанские компании с нетерпением ждут завершения переговоров между двумя сторонами, чтобы получить новые заказы и работу.

"Ожидания от этого проекта большие. Это связано с тем, что рынок нефтесервиса в республике, по нашим предварительным прогнозам, в 2020 году на фоне пандемии упал на 20-25 процентов. Поэтому любой новый проект сегодня для нас на "вес золота". Газопровод на территории Казахстана однозначно может быть построен казахстанскими подрядчиками. У нас есть компании, которые могут поставлять трубы, и опыт соответствующий по самому строительству у нас есть", – сказал г-н Жумат.

Надежды газовиков зависят от медиков

По словам Нияза Жумата, казахстанские нефтесервисные компании возлагают большие надежды в целом на 2021 год в плане получения новых заказов.

"У нас большие ожидания, связанные не только с новым газопроводом, но и с активизацией работ по трем крупным нефтегазовым проектам в республике, Так, мы надеемся на ремобилизацию работ по проекту расширения на Тенгизе, где должно быть задействовано около 40 тысяч человек. Хорошей новостью стало подписание соглашения по проекту дальнейшего освоения месторождения Карачаганак. Мы ждем решений по объемам казахстанского содержания в этих проектах", – сказал г-н Жумат.

Кроме этого, казахстанские нефтесервисники рассчитывают на возобновление работ в России, в частности на проектах в Арктике, на Ямале, где они уже давно зарекомендовали себя с хорошей стороны. Единственное, что тревожит отечественный нефтесервис, так это рост количества зараженных коронавирусом среди рабочих, а поэтому руководство союза обращается в правительство с просьбой оказать содействие в скорейшем проведении вакцинации среди вахтовиков.

Борис Марцинкевич в свою очередь заметил, что будущие планы в нефтегазовом секторе зависят не только от эпидемиологической ситуации в России и в Казахстане (где уже определились со сроками массовой вакцинации), но и от одного из основных потребителей энергоресурсов – Европы, где цифры по коронавирусу вызывают тревогу. Нельзя также скидывать со счетов и будущие решения ОПЕК+, где нефтедобывающие страны договорились встречаться и корректировать объемы добычи каждый месяц.

Когда Китай "под боком"

Несмотря на то, что 2021 год может стать годом неопределенностей, для Казахстана он все же сулит рост объемов добычи нефти и газа, считает российский эксперт.

"Учитывая отношения Казахстана с таким соседом, как Китай, который, несмотря на пандемию, сумел сохранить рост экономики, в текущем году следует ожидать восстановления объема добычи газа и, соответственно, роста экспорта казахстанского газа по трубопроводу "Центральная Азия – Китай", – продолжил он.

Управляющий по проектам Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazServise) Нияз Жумат также заметил, что мировые энергетические агентства констатируют рост потребления не только в Китае, но и на всем азиатском рынке, причем в ближайшие пять лет.

Однако, по мнению российского эксперта, рано или поздно Казахстан задумается над тем, что ему будет выгоднее – отправлять на экспорт сырой газ или переработанный. Поэтому новым и перспективным направлением для республики может стать нефтехимия.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться