Госдолг платежом красен

Алина Альбекова Алина Альбекова
3643

Долговая нагрузка на Казахстан находится в пределах нормы. Примерно такой ответ получили из правительства мажилисмены, озаботившиеся ежегодным ростом госдолга страны

Госдолг платежом красен

Долговая нагрузка на Казахстан находится в пределах нормы. Примерно такой ответ получили из правительства мажилисмены, озаботившиеся ежегодным ростом госдолга страны.

В декабре 2015 года депутаты обратились к правительству с просьбой разъяснить ситуацию с государственным долгом, который по подсчётам "народных защитников" совсем уж "не маленький".

По словам мажилисменов, уже сложивших свои полномочия, в июне 2015 года правительство Казахстана заключило соглашение о займе в 88 млн долларов США на проект стимулирования продуктивных инноваций, а в июле того же года ещё два соглашения: о займе в 40,0 млн долларов США на финансирование повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий, а также на сумму 100 млн долларов США – на проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест.

Так, по состоянию на 2 декабря 2015 года госдолг страны составил более 7 млрд тенге, из которых внешний долг равняется 3,2 млрд тенге, а внутренний 4,3 млрд тенге. В то время, как на 1 января 2009 года эта сумма не превышала 1,3 млрд тенге. Увеличение долга на целых 6 млрд тенге депутаты связывают с изменением обменного курса тенге к доллару США, а также получением новых займов.

По их словам, такой расклад может грозить дополнительными затратами республиканского бюджета, из которого и без того уже в 2016 году планируется выделить 451 млрд тенге на обслуживание правительственного долга.

Однако правительство, как оказалось, такими цифрами не испугать.

"Государственный долг Казахстана на протяжении последних лет находится на безопасном уровне и не выходит за пределы, превышение которых создало бы угрозу развитию страны", - говорится в официальном ответе, адресованном депутатам.

Согласно этому же ответу, реализация и освоение государственных внешних займов находится под контролем у Министерства финансов, которое, в свою очередь, ежегодно осуществляет оценку эффективности управления бюджетными средствами, и проводит аудит эффективности.

Депутаты не отрицают, аудит и контроль – это хорошо, но при этом напоминают правительству: призыв президента "Жить по средствам" касался не только и не столько рядовых граждан, сколько работы правительства, исполнительных органов, и субъектов квазигосударственного сектора. По их мнению, сейчас то самое время, когда необходимо оптимизировать бюджетную политику, уменьшить долю внешних обязательств государства, а самое главное усилить контроль за квазигосударственным сектором по погашению имеющихся у них займов и обязательств за счет собственных средств этих компаний, причём в установленный срок. Они считают, что перекладывать погашение их займов на государственный бюджет, непозволительно. И при любой возможности нужно досрочно погашать внешние долги. 

"Долг АО "ФНБ "Самрук Казына" только на 30 сентября 2015 года составил 6 279,0 млрд тенге (общий долг составил 23,2 млрд долларов США), по состоянию на 30 июня 2015 года займы и обязательства АО "НУХ "Казагро" составили – 463,0 млрд тенге (общий долг составил 2,5 млрд долларов США), АО "НУХ "Байтерек" – 1 310,0 млрд тенге (общий долг составил 7,0 млрд долларов США). В случае неплатежеспособности этих национальных компаний погашение долга, вероятнее всего, будет осуществляться за счет бюджета. В этой связи, заработанные субъектами квазигосударственного сектора деньги должны направляться на погашение их займов, а не на разные бонусы, премии, административные и прочие расходы", - высказали своё мнение депутаты.

Мажилисмены также попросили правительство не забывать проводить мониторинг каждого полученного госзайма на предмет эффективности его использования, так как, по их мнению, не все займы берутся на неотложные и остро необходимые нужды, и не всегда способствуют развитию экономики страны.

В правительстве, отвечая на запрос "народных избранников" уверили: долг национальных компаний не ляжет тяжким бременем на плечи государства. Несмотря на то, что правительство является основным акционером национальных управляющих холдингов и компаний, согласно пункту 1 статьи 3 Закона РК "Об акционерных обществах", общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров, и каждый из них самостоятельно отвечает по своим долговым обязательствам.

Более того на заседании Национальной комиссии по модернизации экономики, которое состоялось в сентябре 2015 года, было решено, что средства от продажи объектов национальных компаний и национальных холдингов будут направлены на снижение долговой нагрузки этих же самых холдингов и нацкомпаний, либо изъяты в республиканский бюджет через выплату дивидендов по согласованию с главой государства.

Что же касается досрочного погашения, то согласно ответу правительства, на данный момент — это невозможно, так как долговая нагрузка находится в пределах нормы, а досрочное погашение возможно лишь при наличии профицита бюджета и остатков бюджетных средств на начало года.

 

Алина Альбекова