Вредный, но самый популярный напиток на Земле может стать недоступным для казахстанцев. С одной стороны, его производство с каждым годом падает, с другой – ожидается резкое удорожание продукции, передает inbusiness.kz.
Одна из причин – введение цифровой маркировки пивной продукции. В этой связи на площадке комитета госдоходов прошли публичные слушания для обсуждения и проведения экспертизы цены на услуги по маркировке и прослеживаемости пивоваренной продукции единого оператора, отнесенные к госмонополии.
В обсуждении участвовали представители бизнеса, отраслевых ассоциаций и заинтересованных госорганов.
Предпринимателям объяснили, что они теперь должны наносить соответствующую марку на каждую бутылку или банку пива. Мы выяснили, сколько миллиардов заработает на этом субъект квазигосударственного сектора за счет бизнеса и потребителей.
Напомним, с 2020 года единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане определен "Казахтелеком". На сегодня обязательная маркировка введена на три товарные группы: обувь, табачные изделия и лекарственные препараты.
В настоящий момент запускаются пилотные проекты по маркировке по следующим товарным группам: моторные масла, пивоваренная продукция, ювелирные изделия, а также в тестовом режиме БАД.
Представители единого оператора цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Tañba представили состав затрат, которые включены в тариф по этой товарной группе. По их словам, цены на услуги единого оператора формируются по затратному методу в соответствии с правилами ценообразования.
"Проведение публичных слушаний показывает прозрачность процедуры формирования проекта цен на услуги, а также соблюдение интересов потребителей услуг единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров", – отметили в департаменте КГД МФ РК.
Кстати, 10 января 2023 года то же самое, слово в слово, сказал тогдашний вице-министр, ныне министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев в ходе публичных слушаний, посвященных стоимости кода маркировки меховых изделий.
Публичные слушания – это одна из обязательных процедур по утверждению стоимости услуг, реализуемых субъектом специального права. Однако предприниматели считают все это ширмой.
Представители бизнес-сообщества сетуют на то, что на публичных слушаниях их не слышат и что единый оператор в итоге все равно установит цены на услуги по маркировке по своему усмотрению. Все попытки снизить стоимость его услуг не увенчались успехом.
В данный момент общественные слушания близятся к завершению. По их итогам все собранные материалы будут направлены в антимонопольный орган – агентство по защите и развитию конкуренции.
Напомним, ранее комитетом государственных доходов совместно с НПП "Атамекен" и АО "Казахтелеком" был реализован пилотный проект по маркировке и прослеживаемости пивоваренной продукции, который продлился с 15 февраля 2024 года по 31 марта 2025 года.
"Пилот" признан успешным, а поставленные цели – достигнутыми, поэтому теперь его внедрение будет распространено на всей территории страны.
Маркировку продукции проводят по следующему алгоритму:
- Система маркировки единого оператора генерирует идентификационный код из уникальной последовательности символов.
- Производитель товара наносит сгенерированный Data Matrix код на упаковку и отправляет его дистрибьютору, дилеру. Когда товар отгружается, торговый посредник получает универсальный передаточный документ, в котором содержатся все коды.
- Дистрибьютор принимает и сканирует партию. После проверки актуальности кодов посредник утверждает документ, вносит сведения в систему маркировки, проводит оформление отгрузки товаров и отправляет партию в магазины и супермаркеты.
- Магазин при получении новой партии товаров считывает коды на упаковках и продает товар через контрольно-кассовую машину.
- В момент продажи товара конечному потребителю на кассе продавец должен 2D-сканером считывать маркировку (сканирует код), фиксируя операцию продажи в системе маркировки. Только тогда код выводится из оборота.
А тех, кто этого не сделает, ждет огромный штраф. По данным Mybuh.kz, с 2025 года в Казахстане вводятся штрафы за продажу без маркировки, передачу и получение такого товара без оформления актов приема-передачи товара. Штраф составит: на малый бизнес – в размере 100 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – 200 МРП, на крупных предпринимателей – 500 МРП (1 966 000 тенге), с приостановлением деятельности или без такового.
Как уверяют представители единого оператора, маркировка предотвращает продажу поддельных и контрафактных продуктов. Якобы, сканируя Data Matrix, каждый потребитель может убедиться в подлинности, качестве и безопасности продукции.
Однако отдельные предприниматели, которые участвовали в публичных слушаниях, не согласны с этим. Они обратили внимание на то, что ничто не помешает нанесению заказанных кодов маркировки на контрафактный или контрабандный товар и введению их в законный оборот. Наоборот, этим они и будут легализовываться.
Во-вторых, маркировка резко увеличила издержки отечественного бизнеса. Для этого приходится нанимать квалифицированных специалистов, бухгалтера, программиста и дополнительный персонал. Также добавились затраты на саму марку, а также на считывающий ее 2D-сканер и другое оборудование.
Все это привело к резкому росту стоимости всех товаров, на которые уже была введена маркировка.
Как писал ранее Inbusiness.kz, к примеру, одному из крупнейших фармпроизводителей Казахстана – компании SANTO в процессе внедрения маркировки пришлось потратить на оборудование 1,5 млн долларов. На эти средства были приобретены линии сериализации и агрегации.
К тому же предприниматели отмечают, что покупатели редко интересуются маркировкой. С одной стороны, из-за того, что единый оператор не проводит широкомасштабную разъяснительную работу среди всех слоев населения, потребители даже не знают, зачем нужна маркировка.
С другой стороны, проверка происхождения товаров по маркировке затруднена. Например, для считывания кода маркировки покупателям необходимо скачать мобильное приложение Naqty Onim.
У большинства казахстанцев на руках – недорогие мобильные телефоны: объем оперативной и встроенной памяти у них небольшой.
Ввиду этого, чтобы освободить память смартфона, казахстанцы оставляют только те приложения, которыми пользуются ежедневно, а другие удаляют. Приложение для маркировки товаров не относится к категории "повседневной необходимости". По данным магазина приложений Google Play, приложение Naqty Onim не пользуется большим спросом.
В общем, единым оператором предложено установить стоимости контрольно-идентификационного знака на товарную группу "пивоваренная продукция" на уровне 3,06 тенге (без НДС).
Стоит отметить, что до этого стоимость кода обязательной маркировки составляла 2,68 тенге (для табака и обувных изделий). Для лекарственных препаратов стоимость уже достигла отметки 2,40 тенге. Планка с каждым разом все повышается и повышается...
Согласно официальной статистике, в 2024 году в Казахстане было произведено и реализовано 643 млн 210 тыс. литров пива. Это на 3,1% меньше, чем в 2023 году: годом ранее рынок пива в стране составил 663 млн 664 тыс. литров.
Стандартным объемом для пива считается пол-литровая бутылка. Следовательно, в течение года в Казахстане было произведено и реализовано не менее 1 286 420 000 бутылок пива.
Если учитывать, что тары для пива могут иметь и меньший обьем (0,25, 0,33 и 0,45 литра), то количество бутылок и банок, вероятно, еще больше.
Таким образом, даже при маркировке хотя бы 1 286 420 000 бутылок и банок монополист зарабатывает не менее 3,9 миллиарда тенге. Как говорится, "делает деньги из воздуха".
Пивовары не исключили, что вскоре, после полного введения маркировки, цены на пиво в стране вырастут.