Импортные коровы упёрлись в залог

12986

Почему в 2018 году не выполнили планы завоза овец и импортного племенного маточного поголовья КРС, рассказали в Управлении сельского хозяйства ВКО.

Импортные коровы упёрлись в залог

В мясном животноводстве, по данным на середину декабря 2018 года, закуплено и завезено в Восточный Казахстан только около 19% от запланированного в этом году поголовья импортного племенного маточного поголовья КРС. Предусматривалось закупить 10 тысяч голов импортного племенного маточного поголовья КРС, а фактически в регион к середине декабря пришло 1936 голов. Чуть лучше ситуация с закупом поголовья овец. Планировали купить 15 тысяч голов МРС, а приобрели только 77% от этого поголовья. Такие цифры привёл заместитель руководителя Управления сельского хозяйства ВКО Владимир Гайламазян, подбивая промежуточные итоги реализации государственной программы развития АПК РК на 2017-2021 годы в Восточном Казахстане. Как отмечают в сельхозведомстве, данные меняются каждый день, они увеличиваются, однако тенденции по исполнению предусмотренных на 2018 год приоритетных направлений госпрограммы очевидны.

По данным Владимира Гайламазяна, на середину декабря сельхозтоваропроизводители подали заявки только на 8,6 тыс. голов импортного племенного маточного скота. Из них одобрено 2349 заявок, профинансировано через финансовые институты 4813 голов. При этом в ряде районов не обеспечили подачу заявок на запланированное поголовье.

Заместитель руководителя Управления сельского хозяйства Ербол Куанышев уточнил, что на импортное маточное поголовье КРС выдают субсидии, но в первую очередь нужен залог, чтобы его закупить.

"У кого он есть, успевают сработать вовремя, – объяснил он abctv.kz, – а у кого проблемы, финансовый институт уже может не дать кредит. Отсутствие залога – основная причина. В качестве залога сам скот принимается лишь в некоторых случаях, а так, конечно, от крестьян и фермеров требуют недвижимость".

По его информации, племенное маточное поголовье КРС Восточный Казахстан закупает в Австралии, львиная доля скота идёт из России. Молочный скот закупают в Белоруссии, Российской Федерации.

"Ещё проблема в том, что того количества маточного поголовья, которое нам необходимо, в близлежащих регионах России нет. Но мы рассчитываем, что в 2019 году создадим систему, по которой завоз импортного скота сюда будет организован, и уже здесь станут реализовывать молодняк нашим сельхозформированиям для дальнейшего разведения. Предприниматели тоже хотят этим заняться", – не теряет присутствия духа г-н Гайламазян.

С закупом овец несколько иная ситуация, объясняют в Управлении сельского хозяйства. Сейчас повсеместно уменьшается спрос на баранину, поголовье овец по ВКО снижается. Об этом свидетельствуют и данные сайта областного Управления статистики. Например, за январь-ноябрь 2018 года поголовье КРС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло на 104,4% и достигло почти 995 тыс. голов, число лошадей возросло на 108% (344,5 тыс.), свиней – на 109% (64,2 тыс.). А вот поголовье овец уменьшилось, составив больше 1,5 млн голов (90,6% к уровню аналогичного периода прошлого года, когда насчитывалось более 1,7 млн голов овец). К слову, как свидетельствуют статданные, большая часть поголовья овец – 769,3 тыс. – находится в крестьянских и фермерских хозяйствах, и на личных подворьях – 739,6 тыс. голов. На сельхозпредприятия приходится только 48,8 тыс. голов овец.

Впрочем, в Управлении сельского хозяйства уверены, что уменьшение поголовья овец – временное явление, и не далёк тот день, когда баранина возрастёт в цене из-за увеличения спроса.

Также в ВКО отмечают сложности с экспортом мяса и мясной продукции. По правительственной программе предусматривался вывоз 1 тыс. тонн за рубеж, но сейчас по объективным причинам план снизился до 500 тонн за год.

"Но сегодня нашу мясную продукцию, мясо мы можем вывозить только в Узбекистан, а в КНР только планируем экспорт, когда введут в эксплуатацию сертифицированную лабораторию по стандартам КНР, его будут осуществлять отобранные и проверенные предприятия, – поясняют в Управлении сельского хозяйства ВКО. – Пока не можем вывозить мясо с востока в Российскую Федерацию из-за существующих ветеринарных барьеров. В Узбекистан вывезли первую партию до 80 тонн мяса".

В целом приоритетными направлениями госпрограммы развития АПК РК по ВКО, согласно принятой региональной концепции, стали: молочное животноводство, молочное скотоводство, растениеводство, развитие орошаемого земледелия, переработка сельскохозяйственной продукции, экспорт и цифровизация в сфере АПК.

По данным Владимира Гайламазяна, за 10 месяцев текущего года объём валовой продукции сельского хозяйства достиг почти 395,5 млрд тенге. Рост к аналогичному периоду 2017 года составил 6,2%. Но уже за 11 месяцев этот показатель составил 466 млрд тенге с плюсом 10%. Индекс физического объёма валовой продукции за 10 месяцев текущего года составил 102,8%, за 11 месяцев – 103,7%.

При этом средний показатель по республике равен 102,9%. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Восточного Казахстана произвели товарной продукции на 106,2 млрд тенге. Рост к аналогичному периоду 2017 года составил 9,9%.

ВКО дополнительно из республиканского бюджета выделено 800 млн тенге на инвестиционное субсидирование. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства увеличились на 49,3%, составив 18,2 млрд тенге. На востоке могут похвастаться и увеличением производительности труда в сельском хозяйстве.

"Производительность труда на одного занятого в сельском хозяйстве за первое полугодие 2018 года составила 725,5 тысячи тенге, что превышает прошлогодний уровень на 7,8 процента. К концу года, согласно концепции развития, она достигнет 2,7 миллиона тенге", – добавил Владимир Гайламазян.

Экспорт сельхозпродукции ВКО к аналогичному периоду 2017 года вырос на 69%, составив 197,8 млн долларов. Производство мяса всех видов возросло на 4,4%, молока – на 4,2%, яиц – на 1%. Валовый сбор зерна увеличен на 13%, маслосемян подсолнечника – на 6%, картофеля – на 2%.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться