Институты развития поддержат венчурные фонды

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
23344

В Казахстане хотят законодательно закрепить возможность государственного софинансирования венчурных фондов для развития в стране инноваций. 

Институты развития поддержат венчурные фонды

В среду депутаты мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении пакет поправок в законодательство по вопросам рискового (венчурного) финансирования. Как заметил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, в Казахстане рынок венчурного финансирования практически отсутствует. 

"Наши инвесторы, которые занимаются венчурным финансированием, вкладывают инвестиции через иностранные юрисдикции. Там они получают соответствующие налоговые льготы, используют зарубежное законодательство для структурирования сделок по венчурному финансированию. Отсутствие доступных венчурных инвестиций делает инновационную деятельность непривлекательной. Идеальный рынок венчурного инвестирования является, по сути, единым полем активных денежных средств, на которое попадают семена перспективных проектов, бОльшая часть из которых отмирает, но единичные выстреливающие проекты покрывают расходы рынка в целом и, в конечном счете, увеличивают его капитализацию", – констатировал он.

Законопроект направлен на две цели – создать правовую базу для развития венчурного финансирования, в том числе путем внедрения в казахстанское право новых договорных конструкций и инструментов; а также дополнить систему государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности мерами по софинансированию казахстанских венчурных фондов.
В частности, для правовой базы предусмотрено введение дополнительных понятий, являющихся особенностью венчурного финансирования. Это "венчурный фонд", "венчурное финансирование", "венчурный управляющий". Предложено установить, что главным признаком венчурного фонда является "аккумулирование денег и иного имущества и осуществление деятельности только по венчурному финансированию". Устанавливаются формы, в которых могут создаваться венчурные фонды. Это АО, хозяйственные товарищества, а также простые товарищества без образования юридического лица. Закрепляются требования к количеству участников венчурного фонда – их должно быть не менее двух. Согласно требованиям к венчурному управляющему, им должно быть юридическое лицо, при этом оно одновременно должно быть участником фонда. 

"Вводятся новые формы соглашений, которые могут заключать венчурные фонды и их портфельные компании. Это акционерное соглашение для венчурного фонда в форме АО или соглашение об осуществлении прав участников в случае, когда венчурный фонд учрежден в форме хозяйственного товарищества. Данным соглашением участники фонда могут договариваться между собой для выстраивания единой тактики инвестирования, голосования и согласовывать другие условия управления активами фонда. Кроме того, венчурные фонды и портфельные компании смогут заключать опционный договор и соглашение об опционе. Опционный договор даст право инвестору или венчурному фонду при наступлении определенных обстоятельств и событий потребовать выкупа или продажи доли в фонде или в портфельной компании по определенной цене и на каких-либо иных определенных условиях. Соглашение об опционе, в свою очередь, позволит заключить опционный договор при получении оферты, при этом акцепт будет представляться заранее, и его нельзя будет отозвать", – объяснил министр.

Также поправками дополнены меры государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности новым механизмом государственного софинансирования в венчурные фонды. Они предусматривают: включение венчурного фонда в качестве элемента индустриально-инновационной инфраструктуры; возможность софинансирования государством венчурных фондов через институты развития и другие национальные компании. Конкретный перечень институтов развития и других компаний квазигосударственного сектора, которые вправе будут софинансировать венчурные фонды, по словам министра, будет утверждаться уполномоченным органом в области господдержки индустриально-инновационной деятельности совместно с уполномоченным органом соответствующей отрасли. 

"Отдельно предусматривается, что при осуществлении государственного аудита и финансового контроля предоставления и реализации мер государственной поддержки в виде софинансирования венчурных фондов учитывается весь портфель софинасируемого венчурного фонда в целом", – подчеркнул Касымбек.

При этом предусмотрена возможность для венчурных фондов размещать средства на депозитах в банках второго уровня.

"Потому что есть период поиска инвестиционных инновационных проектов, и этот период может занять определенное время. Особенно на нашем рынке поиск интересного стартапа будет занимать время. Чтобы эти деньги в это время работали, мы предполагаем такую возможность", – объяснил министр. 

"Важно, чтобы они, как сегодня, не клали на депозиты в банки второго уровня, и они годами там лежат. Потом приходят сюда по исполнению бюджета и докладывают: мы получили такую-то прибыль. При этом умалчивая, что это просто были разложены деньги на всех депозитах в банках второго уровня", – предупредил его председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. 

"Мы берем обязательства, ряд подзаконных актов будет принят в случае принятия законопроекта, в обязательном порядке мы пропишем корпоративную ответственность и сроки размещения", – заверил министр. 

"Если это будет на период от двух до пяти лет, то это работать не будет завтра", – уточнил Нигматулин. И "чтобы не было соблазна" в будущем предложил министру представить проекты подзаконных актов в Парламент, чтобы сразу обсудить все с депутатами. Министр пообещал предоставить эти документы. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться