banner

Инструменты господдержки автопрома хотят масштабировать на производителей сельхозтехники

17293

Тему обсудили в Костанае в рамках рабочего визита Премьер-министра Аскара Мамина в регион.

Инструменты господдержки автопрома хотят масштабировать на производителей сельхозтехники

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития считают, что существующие меры господдержки автопрома эффективны и реально работают на развитие отрасли. Глава ведомства Роман Скляр в рамках рабочего совещания, которое состоялось на площадке ТОО "СарыаркаАвтоПром" в Костанае, отметил, что сегодня 57% проданных в стране автомобилей – отечественного производства. До 2016 года отечественные производители могли рассчитывать лишь на четверть рынка. В министерстве считают, что изменили ситуацию новые меры господдержки: преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры по поддержке экспорта.

Сегодня привлечение стратегических партнеров, в том числе из России и Китая, позволили расширить линейку выпускаемой продукции. По данным Министерства индустрии, в стране собирают 167 моделей автомобилей, в том числе 37 моделей легковых 22 мировых брендов. Все категории транспортных средств, отмечают в ведомстве, в Казахстане выпускается: легковая, грузовая и коммерческая техника, сельхозмашины, которые работают на бензине, на газу и электроэнергии.

"С 2010 года удалось нарастить объемы производства в восемь раз, до 32 тысяч единиц в прошлом году. Доля автопрома в общем объеме машиностроения в 2018 году достигла 19%. В текущем году сохранятся темпы развития. За семь месяцев текущего года предприятиями уже произведено свыше 24 тысяч автомобилей. Доля автопрома превысила 30% в общем объеме машиностроения страны. В планах достигнуть к концу года объема производства в 60 тысяч автомобилей", – отметил Роман Скляр.

Легковая поддержка

Сегодня производители легковой и коммерческой техники имеют немало преференций. В их числе договоры промышленной сборки, которые производители подписали с Правительством РК. В них оговорены условия, в том числе по уровню локализации производства. В среднем по Казахстану уровень локализации автопрома составляет 33%, а по некоторым моделям доходит до 50%. Повсеместно производители запускают цеха по сварке, окраске кузовов. Однако в 2020 году эти соглашения истекают. Министерство индустрии и инфраструктурного развития уже сегодня предложило разработать национальные соглашения по промышленной сборке, к подписанию которых планируют приступить уже в текущем году. Это, по словам Романа Скляра, позволит отечественному автопрому сохранить свои конкурентные преимущества перед зарубежными производителями.

По данным, озвученным в рамках рабочего совещания в Костанае с участием Аскара Мамина, на руку отечественными машиностроителям сыграло и введение утилизационного сбора. Он в итоге привел к сокращению количества старых авто на дорогах страны. С 2015 года их стало меньше более чем на 14%. Число новых авто за тот же срок увеличилось до 27% в общем объеме автомобилей и достигло 416 тысяч авто.

Одним из самых действенных инструментов на уровне Правительства считают льготное кредитование. За четыре года из бюджета на работу программы выделили 50 млрд тенге. С учетом револьверного освоения сегодня реализовано почти 16 тысяч автотранспортных средств стоимостью 77 млрд тенге. Программа пользуется огромным спросом среди населения. Сегодня свою программу льготного кредитования готовит Национальный банк Казахстана. На ее реализацию в течение пяти лет планируют выделить 100 млрд тенге. 

Если говорить о коммерческой технике, то в качестве дополнительного стимулирования с прошлого года действует программа реализации автобусов казахстанского производства в лизинг. Из республиканского бюджета выделили 33,5 млрд тенге. Сегодня эти деньги уже позволили профинансировать покупку 1350 автобусов по всей стране.

Проактивная работа по развитию производства спецтехники привела к тому, что Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством здравоохранения утверждена дорожная карта по обновлению санитарного транспорта. Впервые принято постановление Правительства, ограничивающее приобретение легковых автомобилей иностранного производства в рамках госзакупок сроком на два года.

Если говорить об экспорте автомобилей, то государство обещает наряду с маркетинговым продвижением возмещать части затрат по транспортировке готовой продукции и ее сертификации на экспортных рынках.

Важно то, что эти инструменты государство посчитало эффективными мерами в качестве поддержки и стимулирования развития производителей легковой и коммерческой техники. Теперь власти планируют распространить этот опыт на производителей сельхозтехники.

Агромашина

Сегодня в Казахстане, по данным Минсельхоза, 85% парка тракторов и 68% парка комбайнов старше 10 лет. Средний износ сельхозтехники по стране составляет 76%. Это не позволяет увеличивать производительность труда в агропромышленном комплексе, затягивая в том числе сроки посевной и уборочной кампаний.

Начиная с 2010 года объемы производства сельхозтехники в Казахстане выросли, по данным Министерства индустрии, более чем в два раза. В 2018 году объем машиностроения страны составил 28 млрд тенге. В этой сумме – стоимость 360 комбайнов и 366 тракторов, выпущенных отечественными предприятиями. В масштабах республики этого недостаточно. За первое полугодие текущего года произведено продукции на 15 млрд тенге, в том числе 150 комбайнов и 453 трактора. При этом уровень локализации сельхозмашиностроения в среднем по стране выше, чем в производстве легковой и коммерческой техники, и составляет 36%.

До сих пор эксперименты государства в части изменения условий господдержки для стимулирования обновления парка агромашин не привели к заметному изменению ситуации в этом секторе экономики. Например, действующее условия программы по субсидированию покупки техники привели к тому, что аграрии покупают в основном импортные машины. В Министерстве индустрии предлагают изменить правила и акцентировать внимание именно на отечественных производителях. Есть и другие неудачные попытки.

"Доступ к технике обеспечивается с помощью инвестиционного субсидирования ставок вознаграждения и предоставления техники в лизинг. Государство субсидирует 20% стоимости техники и, чтобы увеличить число тех, кто может позволить себе купить новый трактор, разрешило использовать инвестиционную субсидию в качестве первоначального взноса. В 2017 году была исключена мера господдержки в виде субсидирования ставки вознаграждения по технике и пересмотрены условия инвестиционного субсидирования. В итоге только по АО "Казагрофинанс" лизинг техники упал на 15 млрд тенге. Тогда аграрии купили на 200 комбайнов меньше, чем в 2016 году. За год по республике было приобретено менее 350 тракторов и 300 комбайнов. Возврат в 2018 году к прежним правилам субсидирования позволил увеличить лизинг на 23 млрд тенге и восстановить прежний уровень приобретения тракторов и комбайнов", – отметил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров.

Стоит уточнить, что в итоге всех этих корректировок в прошлом году в качестве дополнительного стимулирования развития отечественного производства была запущена программа по реализации тракторов и комбайнов в лизинг. Из республиканского бюджета на эти цели выделили 6,5 млрд тенге. По программе уже реализовали 262 комбайна и трактора. Сегодня систему лизинга, действующую в Казахстане, российские партнеры признают эффективной. Директор Петербуржского тракторного завода Сергей Серебряков назвал этот опыт передовым.

"Для развития сельхозмашиностроения необходимо применять аналогичные меры, которые были успешно апробированы в автопроме и за короткое время доказали свою эффективность. Мы считаем, что необходимо внедрение политики поддержки отечественного сельхозмашиностроения, которая позволит загрузить наши предприятия, расширить спектр производимой техники, создать рабочие места и предложить аграриям качественный и в то же время приемлемый по цене отечественный продукт. Для этого с начала текущего года мы начали заключать соглашения по промышленной сборке сельхозтехники. Всего заключено 29 соглашений с семью производителями, которые предусматривают выполнение технологических операций и углубление локализации до 50%", – отметил Роман Скляр.

Еще один масштабируемый механизм поддержки сельхозмашиностроения – введение утилизационного сбора, вокруг которого много споров. Роман Скляр заверил, что утильсбор не повлияет на стоимость тракторов и комбайнов местного производства. Эта мера также не коснется уже зарегистрированной и эксплуатируемой техники. Кроме того по задумке министерства эта мера позволит искоренить попытки параллельного ввоза техники.

Кооперироваться надо

Мнение инвесторов в части развития сельхозмашиностроения Казахстана, в принципе, едины: для повышения уровня локализации уже сегодня необходимо укреплять межстрановые связи в части производства автокомпонентов. Правительство эту идею всячески поддерживает. По словам Романа Скляра, планируется принятие специальной программы развития автокомпонентной базы. Однако путь к достижению этой цели каждый предлагает свой.

К примеру, представитель директора JAC Motors Ю Ян сказал, что государственные органы должны в первую очередь отдавать предпочтения продуктам, производимым на предприятиях с максимальным уровнем локализации. Далее в приоритете должны стоять предприятия, работающие с привлечением иностранных инвестиций. Самый низкий приоритет китайские инвесторы предлагают отдать предприятиям с низким уровнем локализации без привлечения иностранных инвестиций.

Директор АО "Петербургский тракторный завод" Сергей Серебряков считает, что не нужно создавать излишних производственных мощностей. Сегодня компания реализует на территории индустриальной зоны Костаная проект по выпуску тракторов "Кировец" и комплектующих. Этот проект компания реализует совместно с АО "Агромаш Холдинг". Производство мощностью 700 тракторов в год планируют запустить уже в октябре. 

"Мы предлагаем рассматривать вопросы, связанные не только с локализацией на территории РК машин, но и производства здесь компонентов, которые мы бы брали в Петербург. Например, колесные диски (производят. – Прим. авт.) на территории Украины, и там с промышленностью сложное положение дел. Карданного производства у нас в РФ нет. Это также радиаторное и аккумуляторное производство. Мы готовы, если со стороны республики Казахстан будут выходить предприятия, подписывать соглашения, в которых мы будем давать гарантию покупки, а вторая сторона – качества и цены. Это бы резко расширило наши возможности", – отметил Сергей Серебряков.

Аналогичные планы и предложения у ПАО "КамАЗ". Гендиректор компании Сергей Когогин отметил, что всю продукцию литейного завода, который они планируют запустить на территории все той же индустриальной зоны Костаная, будут выкупать материнские компании. То есть речь идет о 100% экспортном производстве. В такой дислокации мощностей компания видит выгоду в географическом расположении и условиях размещения предприятия.

"Те условия, которые нам предложили, нас заинтересовали. Они необходимы для укрепления наших позиций. Это необходимо КамАЗу. Подтверждая всю серьезность наших намерений, мы подняли вопрос подготовки персонала, потому что без специалистов производство работать не может. На первом этапе достаточно большое количество экспатов будем вынуждены сюда направлять. На литейный проект предполагалось, что один из ключевых специалистов будет из Южной Африки", – отметил Сергей Когогин.

Эта же компания планирует реализовать в Костанае проект по производству редукторов передних передач. Проектно-сметную документацию по обоим проектам камазовцы планируют разработать до конца года. Запуск запланирован на 2022 год.

В рамках встречи с Премьер-министром аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов предложил и другой вариант кооперации – внутристрановой.

"Главным является производство почвообрабатывающей техники в зерносеющем секторе. Мы провели работу, и идут инженерные процессы по запуску в производство казахстанского посевного комплекса. В течение месяца будет завершена работа по координации работы предприятий Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, чтобы собирать эту сложную технику", – отметил Даниал Ахметов.

Отечественные производители предложили создать реестр производителей автокомпонентов, чтобы не нести лишние затраты и не создавать ненужной конкуренции.

В целом, согласно программе развития машиностроения до 2024 года, Казахстан должен нарастить объемы производства до 100 тысяч автомобилей в год. Аскар Мамин пообещал, что Правительство Казахстана изучит все прозвучавшие предложения и примет решение в ближайшее время. Он дал поручение министрам индустрии и инфраструктурного развития, а также сельского хозяйства в кратчайшие сроки предложить решение вопроса обновления парка сельхозмашин.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться