banner

Искусственный интеллект не заменит врачей

Алина Альбекова Алина Альбекова
16242

Более 12,5 миллиона медицинских работников, по прогнозам IBM, к 2035 году попадут под сокращение. Причиной тому – новые технологии.

Искусственный интеллект не заменит врачей

Около 15% врачей в Европе используют искусственный интеллект в своей работе, тогда как 50% специалистов опасаются массовой "интеллектуализации" системы здравоохранения. Такими данными в ходе панельной сессии Астанинского экономического форума "Как искусственный интеллект заменит доктора" поделился сооснователь проекта "Доктор на работе" Илья Куприянов.

Перед Казахстаном, как заметил министр здравоохранения Елжан Биртанов, такая угроза не стоит. Да и само внедрение искусственного интеллекта не любопытство, а скорее объективная потребность. По словам чиновника, казахстанская система здравоохранения сегодня испытывает сложности во многих сферах, особенно в онкологии, где есть проблема некачественной диагностики и раннего выявления. Все эти проблемы должен решить робот Watson for Oncology, став незаменимым помощником в диагностике и лечении этого заболевания, а также обеспечив доступ к онкологической экспертизе, анализируя крупные объемы медицинской литературы и обрабатывая данные более 300 медицинских научных журналов, 200 учебников и почти 15 млн страниц текста. К слову, искусственный интеллект Watson for Oncology был обучен ведущими экспертами-онкологами из National Comprehensive Cancer Network и имеет успешный опыт в 15 передовых странах по всему миру.

"Это один из первых известных и достаточно долго применяемых на рынке технологий искусственного интеллекта робот. Мы, собственно, и начали этот пилотный проект, потому что увидели в нем возможность улучшить качество лечения наших 70 тысяч онкологических больных. Этот робот станет ассистентом для врачей и будет помогать при назначении лечения и его корректировке. В рамках проекта мы уже 160 тысяч анонимизированных данных медицинских компаний передали и создали рабочую группу с ведущими казахстанскими онкологами, а также с Научным центром онкологии и радиологии", – сообщил Елжан Биртанов.

Искусственный интеллект может стать помощником, но никогда не заменит врача, считает Станислав Сажин, сооснователь проектов "Доктор на работе" и GetBetter, который поддерживает людей с хроническими заболеваниями по всему миру.

"Допустим, у вас лежит сложный пациент в стационаре, и вы не знаете, что с ним делать. Вы обращаетесь к искусственному интеллекту, в данном случае к роботу Watson for Oncology, который сравнивает случай вашего пациента с лучшими практиками конкретных американских врачей, смотрит, какой из них соответствует вашему и что в этом случае делали врачи в США, а потом вам это рекомендует. Чтобы подчеркнуть, что его мнение верное, он ищет по базе клинических случаев похожие и выдает вам. То есть, по сути, он выполняет фильтрацию и отбор – это вершина искусственного интеллекта в медицине. И это важно понимать, потому что IBM под видом маркетинга убеждает нас в том, что там чуть ли не квантовый компьютер, который умеет самостоятельно думать. Нет, мы просто берем случаи живых людей, врачей, и именно они принимают решения, как лучше лечить пациентов. Получается, что это просто способ донести знания американских врачей до других стран мира – и все, другого интеллекта там нет", – разъяснил он.

Роботы, по мнению эксперта, не заменят врачей, но вытеснят с рынка тех, кто не научится прибегать к их помощи. Поэтому главной задачей систем здравоохранения по всему миру, отметил Станислав Сажин, должно стать обучение медицинского персонала.

Елжан Биртанов говорит, что в Казахстане такая работа уже ведется, и система образования в ближайшее время претерпит значительные изменения – от отбора студентов до качества образования. В настоящее время, по его словам, идет оцифровка образовательного контента, включая научные журналы и учебные книги. А студенты казахстанских медицинских вузов, изучающие анатомию и хирургию, уже практикуются в использовании технологий дополненной реальности.

"Раньше мы акцентировали свое внимание на количестве. Но современная медицина требует более щепетильного подхода, особенно при отборе будущих медиков. Мы должны смотреть их данные по успеваемости в средних учебных заведениях, их психологическую характеристику задолго до того, как они подадут документы в медицинский институт, и на основе этого уже отбирать потенциальных перспективных специалистов. Мы должны понять, что медицинское образование во всем мире очень дорого стоит, поэтому нам нужно создать такую систему, чтобы попросту не тратить деньги на тех, кто не сможет работать в этой сфере", – разъяснил министр.

Оцифровка коснется не только сферы образования, но и всего здравоохранения. По данным Ильи Куприянова, количество оцифрованных медицинских данных до 2020 года будет удваиваться примерно каждые 73 дня, то есть каждый квартал. И чем больше этих данных будет появляться, чем больше они будут доступны для анализа, тем больше будет облегчен труд врачей. На сегодняшний день, по словам спикера, обрабатывается и анализируется всего лишь 1% данных.

По мнению управляющего партнера платформы Medme Ильи Слуцкого, это одна из причин, которые тормозят внедрение искусственного интеллекта. Несмотря на то, что мир с огромной скоростью копит терабайты информации, данных для внедрения новых технологий все равно, как оказалось, недостаточно. Этому виной две причины. Первая – это американский вариант, когда вся собранная информация размыта и не интегрирована в единое хранилище. Вторая – яркий пример Великобритании, где данные с медкарт интегрированы в одном месте, но доступ к ним сильно затруднен. Английское государство защищает эти данные как от хакеров, так и от аналитиков и инновационных компаний.

"Я думаю, компромисс не будет найден до тех пор, пока не будет признана банальная вещь – любые данные должны иметь хозяина. Когда-то человечество признало, что есть право собственности на землю, были выработаны юридические механизмы защиты этой собственности, появились права на здания, на квартиры, на машины, и все это сегодня регулируется законодательством. Также и с медицинскими данными должно быть, на мой взгляд. Надо как-то зарегулировать эти права, и тогда индустрия, которая будет хранить эти данные и работать с ними, сложится самостоятельно. Это большой шаг, и я не знаю, кто его первым сделает, но в конце концов это станет нормой", – добавил эксперт.

Пресс-менеджер DAYS.Exchange Анна Козлова дополнила коллегу, отметив, что большая часть накопленных данных не персонализирована и не имеет конкретных диагнозов. На таких данных, по ее словам, искусственному интеллекту работать довольно сложно.

"Искусственному интеллекту легко попасть в смартфон пациентов, гораздо сложнее проникнуть в кабинет к врачу, и совсем сложно попасть в базу страховых компаний, которые обеспечивают выплаты в страховых случаях. Мы предлагаем эту проблему решить по-своему, создав платформу, объединяющую с одной стороны стартапы, которые разрабатывают новые технологии в области медицины, с другой – страховые и инвестиционные компании, которые хотят инвестировать в эти медицинские технологии. Для тех, кто не знает, какие из технологий или стартапов наиболее перспективны, у нас создана панель ученых, которые оценивают эти технологии. То есть мы помогаем им всем вместе более эффективно взаимодействовать. В центре этой системы стоит, конечно, же, пациент, а управляет всем искусственный интеллект, который наша команда разработчиков пишет", – рассказала она.

Экономический эффект от внедрения современных технологий в медицину для инвесторов, по мнению Станислава Сажина, очевиден. Он отметил: современная медицина, сделавшая шаг в сторону продления жизни, одновременно привела человечество к огромному количеству хронических заболеваний, на изучение, диагностику и лечение которых государства тратят колоссальные средства. По данным американских госслужб, больше половины населения в мире страдают хроническими заболеваниями, и каждый год больше двух третей мировых расходов на здравоохранение уходит на лечение и поддержание жизни этих пациентов. Эта сумма превышает четыре триллиона долларов в год. Тогда как общемировые расходы на лекарственные препараты не дотягивают даже до одного триллиона. Только в США на лечение хронических заболеваний ежегодно тратится 350 миллиардов долларов. Не говоря уже о непрямых расходах, точнее, потерях государства из-за оттока рабочей силы и недополученных налогов.

"Те, кто занимается здравоохранением на Западе, прежде всего думают о деньгах. Хоть официально на любых презентациях и написано, что они ставят в центр стола пациента, это не так. Дело в том, что здоровый человек, платящий налоги, выгоден всем", – поделился он своим мнением.

Снизить расходы государства на хронические заболевания, по мнению экспертов, поможет цифровое здравоохранение и клинические исследования, на основании которых будут созданы новые эффективные препараты.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться