Как "помощь" от власти губит мясной рынок в Казахстане

91100

Фермеры поделились своим видением потенциала развития мирового бренда абердин-ангус.

Как "помощь" от власти губит мясной рынок в Казахстане

О потенциале развития породы абердин-ангус на казахстанском рынке, преимуществах ее содержания и доходности, а также о препонах, которые ставит государство для бизнеса, корреспондент Inbusiness.kz поговорил с местными предпринимателями.

Порода крупного рогатого скота абердин-ангус имеет давнюю историю и хорошую генетику. Предприниматели любят ее за легкость отела, быстрый набор веса у телят после рождения и скороспелость молодняка, что положительно сказывается на прибыли хозяйств, занимающихся разведением и продажей этой породы.

Сагадат Кабикенов, глава крестьянского хозяйства "Кайрат":

– Наше хозяйство находится в Акмолинской области. В 2015 году по программе "Сыбагы" получили инвестиции на покупку беспородного скота и бычков для их покрытия. Тогда мы подумали и решили купить бычков породы абердин-ангус. Их характеристики понравились нам больше всего. Например, то, что у телочек этой породы сильный материнский инстинкт, они обладают легкостью отела и не калечат друг друга из-за отсутствия рогов.

Бычки ангуса больше ценятся, быстрее набирают в весе. Когда теленок рождается, мы сразу отправляем его на пастбище. На сегодняшний день на нашей ферме содержится 150 единиц маточного поголовья скота. Телок продаем на рынке, а быков отдаем на откормочные площадки, по 800 тенге за живой вес, плюс 200 тенге субсидии. От этой породы хорошая выгода. Один теленок в 300 кг приносит 240 тыс. тенге. Некоторую часть телочек мы оставляем себе, а некоторую продаем на рынке. За 2020 год реализовывали 60-65 бычков и коров. Прибыль предприятия в год около 15 млн. тенге. Это только в животноводстве. Кроме этого, мы занимаемся растениеводством и производством молока. Для этого мы закупили другую породу коров. Я бы не сказал, что это очень выгодная сфера, но она стабильна.

Отъем бычков проходит в ноябре, в 10-11 месяцев. В этот период они весят под 300 кг. Если мы скрещиваем беспородную корову с ангусом, то у нее в 100% случаев рождается черный теленок. И уже в третьем-четвертом поколении рождаются ангусы чистой породы. На сегодняшний день рынок бычков породы ангус развивается. Когда мы только начинали, то покупали их только в одном месте.

В 2020 году у нас, конечно, были сложности, но свои цены мы оставили на прежнем уровне. В целом пандемия не повлияла на нас. Единственная проблема, с которой мы столкнулись, – это выставленные блокпосты. А с реализацией и выплатами никаких проблем не было. Уже не первый год мы сталкиваемся с такой проблемой, как остаток шкур после забивки скота. Так как их вывоз из страны под запретом, их никто не покупает. Введя запрет на вывоз шкуры из страны, государство хотело поднять внутреннюю переработку. Но в итоге ее никто не покупает и не перерабатывает. И нам приходится выкидывать шкуру, хотя раньше мы продавали ее по 8-11 тыс. тенге. Это большая проблема на сегодняшний день, особенно для больших мясокомбинатов.

Ермек Умурзаков, директор репродуктора компании KazBeef:

– Мы работаем в селе Мамай Акмолинской области с 2010 года. На сегодняшний день у нас есть компания-репродуктор, откормочная площадка и мясокомбинат с реализацией готовой продукции через супермаркеты и онлайн-магазины. На нашей ферме содержится две породы КРС: герефорд и ангус. Скот породы абердин-ангус мы привезли из Северной Америки, штат Дакота. Начали с 2 тыс. маточного поголовья, и на сегодняшний день у нас 4 тыс. маточного поголовья. Из них 70% – ангусы, 30% – герефорд.

Наша основная деятельность – это продажа годовалого молодняка телок и бычков в Казахстане. Был опыт продажи в Россию. В 2020 году реализовали порядка 900 племенных голов. Ежегодный план реализации от 1000 до 16 000 голов. Мы реализуем быков первой категории с ДНК-паспортами. Такой паспорт показывает точные ДНК-анализы и подтверждает отца-производителя первой категории и телок первой и второй категории.

Благодаря собственной кормовой базе мы сами себя обеспечиваем кормами. В основном это кукуруза и ячмень, грубые корма, как разнотравье и однолетние травы. В каждой из трех баз у нас содержится по 1300 единиц маточного поголовья скота, плюс молодняк. Ежегодно проводим искусственное осеменение. Был опыт селекционно-племенной работы, как пересадка эмбрионов, для улучшения породы.

Для содержания быков и телок используем холодный метод. При этом методе КРС находится в открытых загонах, без баз и капитальных строений. Наш скот полгода находится на пастбище размером 60 тыс. га, на каждом из которых есть водопой в виде артезианских скважин. Другие шесть месяцев, это зимний период, животные находятся на открытых площадках, без ангаров. Зимний и весенний отел проходит в два этапа. Так как у нас 4 тыс. единиц маточного поголовья, мы стараемся подстраиваться под рынок. Как вы знаете, юг начинает закупать скот в феврале-марте, а северные регионы – ближе к маю. Поэтому туровый отел мы разделили под эти два спроса.

Лидер в мясном направлении

Порода ангус – это лидер в мясном направлении. От других пород она отличается тем, что дает хороший привес молодняка и легкость отела. В годовалом возрасте бычки достигают в среднем 380-400 кг живой массы, и мы отправляем их на продажу. Телочки в этом же возрасте достигают 320-350 кг живой массы при правильном содержании и кормлении. Это скороспелая порода. В 12 месяцев бычки уже готовы на случку при соответствии веса и конституции. Также телки в 12-14 месяцев при достижении живой массы от 350 кг и выше созревают для случки. В мясном направлении скороспелость телок и бычков играет важную роль. Такая скороспелость породы дает возможность производителям и заводчикам уже в двухлетнем возрасте получать полноценного теленка. Легкость отела и быстрый рост этой породы являются большим достижением и преимуществом по сравнению с другими породами. Если мы сравним ангуса с местным скотом, то там в годовалом возрасте бычки достигают 250 кг, телки – 180-200 кг. К случке они готовы в двухлетнем возрасте. Мы продаем племенных быков по реализационной цене за голову первой категории 560 тыс. тенге, при среднем весе – 380-400 кг, с подтверждением его родословной и ДНК-паспортом. На нашем рынке это средняя цена. Своих быков мы оцениваем по индексной оценке происхождению и качеству.

В мясном бизнесе важно, сколько денег ты ежедневно тратишь на увеличение привеса скота и сколько в итоге заработаешь. В сравнении с другими породами ангус быстро набирает вес. Его суточный привес, набираемый при правильном кормлении, достигает от 1 кг до 1200 кг. Так, потратив 500 тенге на корм, можно получить 1-1,2 кг привеса. На съеденные 10 кг корма бычок дает 1 кг привеса. Продавая 1 кг мяса за 2 тыс. тенге, вы получаете маржинальность в 1500 тенге. В то время как местные породы на съеденные 10 кг дают 0,7-0,8 кг привеса.

Порода абердин-ангус дает возможность содержать ее на улице. Например, в этом году в январе у нас было -40-35 градусов. В этот период происходил отел, скот находился в открытых загонах, и не было никаких проблем. Теленок через два-три дня уже выходит в открытые загоны, где содержится с матерью. Это скот, который хорошо адаптируется под погодные условия северных регионов, как Акмолинская область, СКО, Костанай.

Спрос и предложение

На казахстанском рынке на ангуса есть спрос и предложение. Важно то, что у людей появилась возможность выбирать и сравнивать разные породы КРС. Когда в 2010 году животные этой породы были завезены в Казахстан, многие не знали о ней и не верили, что она так быстро набирает вес. За прошедшие годы рынок и отношение людей к ангусу сильно поменялись. У нас много проектов, по которым мы работаем с частными маленькими компаниями. Покупая у нас быков, они видят разницу в приплоде, у которого ежегодно живая масса увеличивается на 20-25%. Таким образом, фермерам выгоднее содержать двух-трех ангусов, чем пять местной породы. Они получают то же количество мяса, но при этом затрачивают меньшее количество корма. Эффективность этой породы поменяла отношение предпринимателей к ней.

Не сложно купить семя хорошего быка в Америке, привезти его в Казахстан и искусственно осеменить корову. Для Казахстана и для мира это дает большие возможности. В Казахстане нет таких селекционных возможностей, как за рубежом. Поэтому, чтобы не изобретать велосипед, можно воспользоваться зарубежными разработками и адаптировать их под свои погодные условия, улучшив кормовую базу. Много селекционно-племенной работы ведется в развитых странах, как США, Канада, Австралия.

Равные права и возможности

2020 год для всех оказался нелегким. Произошло много моментов, о которых мы даже не подозревали. Для нас стало преимуществом закрытие границ. Это дало нам возможность реализовать свой скот внутри Казахстана. Мы смогли использовать деньги банков, финансировавших импортный скот. Я считаю, что нужно всем давать равные права реализации на внутреннем рынке и финансирование, чтобы мы могли конкурировать со странами, завозящими скот в Казахстан.

Для того чтобы местные бычки и телки стали конкурентоспособными и местные производители стремились к зарубежным показателям, необходим стимул. Для развития нашего внутреннего рынка необходимо выделять финансирование и субсидирование. В Казахстане 95% денег в агросектор поступает с финансовых институтов холдинга "КазАгро". Для того чтобы бизнес имел равный потенциал для развития, необходимо, чтобы эти институты работали на равных правах. Например, у нас есть ограничения по внутреннему рынку в том, что можно купить на нем телок не выше 400 тыс. тенге. Это требования техфонда "КазАгро". При этом импортный скот можно купить до 1 млн тенге. Я считаю, что это несправедливо. Поэтому, чтобы бизнес был прибыльным, для него должны быть равные условия. Тогда клиент сможет сам выбирать, какой скот покупать – импортный или местный.

Даулет Ахметкалиев, генеральный директор агрохолдинга "Зерновая индустрия":

– Наша компания находится в Костанайской области. У нас и племенной репродуктор, и откормочная площадка. В структуру компании входят четыре взаимосвязанных подразделения. В трех районах Костанайской области мы имеем 85 тыс. га земли, из них 45 тыс. га в обработке, остальное – это пары и пастбища. На этих полях мы выращиваем корма. У нас есть собственный элеватор. куда мы завозим произведенную продукцию и перерабатываем ее там в финальный кормовой вид. Далее с этого элеватора продукт поступает на нашb агро- и животноводческие подразделения.

Животноводство у нас представлено двумя предприятиями – это племенной репродуктор абердин-ангусcкой породы с откормочной площадкой на 20 тыс. голов КРС единовременного содержания. Если говорить о нашем племенном репродукторе, то в 2010 году мы осуществили первый импорт скота из Австралии. За 10 лет депортировали порядка 5 тыс. голов маточного поголовья абердин-ангусской породы. Также занимаемся селекцией только этой породы. На сегодняшний день маточное поголовье у нас составляет 3 тыс. голов с ежегодным приплодом порядка 2,5 тыс. голов молодняка.

Генетический материал

Когда производился первый завоз породы ангус, наша компания осуществляла поиск внутри животных страны и анализировала ее возможности. В 2010 году мы планировали приобрести 2 тыс. голов этой породы. На тот момент, к сожалению, твердых племенных репродукторов, той же казахской белоголовой или аулиекольской породы не было в Казахстане. К примеру, чтобы с одного источника можно было приобрести однородных и по весу, и по возрасту животных, приходилось бы собирать их из 20 хозяйств, и получилось бы что-то непонятное. Поэтому мы стали изучать другие предложения. Абердин-ангусская порода понравилась тем, что животные были адаптированы к казахстанскому климату. Мы подбирали животных из регионов, с приближенными к нашим климатическими условиями. То есть мы применили австралийский скот и технологии на казахстанской земле, в суровых северных холодных условиях.

Австралийские технологии включали в себя на тот момент нововведения, как беспривязное пастбищное содержание животных путем ограждения пастбищ электропастухом. Оснащение пастбищных угодий поилками и загоны без капитальных строений, в которых животные находятся в зимний период времени. Это позволяет животным больше находиться в естественной среде.

Сопоставляя технические и экономические показатели, каждый будет искать свою выгоду, занимаясь этой породой, в том числе в денежном выражении. Выгода будет складываться от результативности технологических успехов. Если говорить о генетике данной породы, то уже в годовалом возрасте животное может весить 400 кг, в отличие от других пород. Тут можно провести четкий баланс в денежном выражении – бычок, который будет больше весить, будет больше стоить. И дальше эти гены будут играть только положительную роль на преобразовании породы.

Бычки ангуса бывают разные и делятся на первую и вторую категории в зависимости от того, были они получены путем эмбрионирования, искусственного осеменения либо естественной случки. Вследствие этого получается продукт разного качества и стоимости. Каждое хозяйство делает свой акцент на разные критерии бычка. К примеру, у тех, кто делает акцент на улучшение породы скота, больше покупают бычков для разведения. Другие покупают бычков с показателями интенсивного роста, мышечной массы или выраженной мраморности. Поэтому необходимо определить для самого себя – вы продаете племенного бычка или бычка на мясо. От этого будет зависеть его стоимость. Бычок бычку рознь. У каждого из них складываются разные ДНК-материал, и характеристики по родословной. Это очень тонкий вопрос.

Премиальный продукт

Мясо ангуса мы продаем на 20% дороже мяса других пород, потому что эта порода была выведена как раз для мясного направления. В том числе по вкусовым качествам оно будет отличаться от молочного или другого мяса. В 2020 году мы отправили на убой порядка 15 тыс. голов КРС. Если средний вес туши 300 кг, то в прошлом году мы произвели где-то 4,5 тыс. тонн говядины.

В Казахстане не все могут позволить купить себе мясо этой породы, а если покупают, то в ограниченном количестве. Продукт из этого мяса считается премиальным, и пускать его на фарш и котлеты дорого. Мясо этой породы в Казахстане мы поставляем в основном в рестораны. Экспортом мяса и скота занимаемся в Узбекистан, Россию, Китай. Этот рынок будет развиваться, потому что появляется все больше людей, которые предпочитают кушать мясо понятного происхождения.

В 2020 году эпидемия коронавируса на нас не особо отразилась. Если смотреть со стороны бизнеса, то нам больше вредит не коронавирус, а государство. Оно не заинтересовано в развитии именно этого направления.

Мария Галушко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться