Как работает портал по защите прав потребителей

7673

С января этого года запущена Единая информационная система (ЕИС) приема жалоб в сфере защиты прав потребителей.

Как работает портал по защите прав потребителей

За три месяца этого года через портал ЕИС (e-tutynushy.kz) в уполномоченный орган по защите прав потребителей обратилось 139 потребителей. Все обращения рассмотрены, по ним даны разъяснения, кроме того, ряд обращений потребителей удовлетворен в досудебном порядке. Об этом корреспонденту inbusiness.kz сообщил и. о. руководителя управления анализа и мониторинга в сфере защиты прав потребителей комитета по защите прав потребителей МТИ РК Нурбол Жуматов.

Он пояснил, что к рассмотрению принимаются все поступившие жалобы и обращения потребителей.

Чаще всего потребители обращаются по вопросам:

  • отказ в возврате или обмене товара надлежащего и ненадлежащего качества;
  • не предоставление информации о продавце/товаре;
  • не предоставление документов, подтверждающих факт приобретения товара, сертификатов соответствия;
  • некачественное выполнение работ;
  • некачественное оказание услуг;
  • нарушение прав потребителей при составлении договора;
  • отказ в возврате предоплаты при расторжении договора по форс-мажорным обстоятельствам и т. д.

"При регистрации потребителя в ЕИС производится идентификация по номеру телефона. При этом потребитель указывает свой электронный адрес и ИИН", – ответил спикер на вопрос о том, как проверяется подлинность обращений. При этом, добавил он, персональный данные пользователей, которые используются для регистрации, защищены согласно Закону РК "О персональных данных и их защите".

Если продавец не удовлетворил требования потребителя или не ответил на претензию, потребитель имеет право направить обращение в государственные органы, осуществляющие функции защиты прав потребителей.

Обработкой обращений занимается уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей, то есть комитет по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции, а также его территориальные подразделения (департаменты по защите прав потребителей областей и городов республиканского значения).

Потребитель может написать жалобу в отдел департамента по защите прав потребителей. Также оставить электронное обращение можно как самому продавцу (inbusiness.kz насчитал примерно полтора десятка компаний и торговых точек сетей, зарегистрировавшихся на этом портале), так и организации, которая занимается защитой прав потребителей (их на портале зарегистрировалось около двух десятков).

"Претензию видят только организации бизнеса и государственный орган, если обращение поступило к ним по процессу", – уточнил спикер в ответ на вопрос, видят ли претензию потребителя другие пользователи портала.

Для предпринимателей и поставщиков услуг функционал ЕИС таков: регистрация, просмотр журнала обращений и истории обращений, просмотр обращения и его обработка.

"Комитет будет привлекать как можно больше предпринимателей и поставщиков к этой платформе, ожидается, что благодаря ее работе сократятся время и ресурсы, затрачиваемые сторонами на устранение конфликта, минимизация административного давления на бизнес, снижение нагрузки судов", – прокомментировал Нурбол Жуматов.

Изначально сервис запускали в Нур-Султане, в настоящий момент воспользоваться им могут жители всех областей и городов республиканского значения.

Система защиты будет улучшаться

Напомним, ранее inbusiness.kz рассказывал о том, как в Казахстане меняется система защиты прав потребителей: потребителей будут защищать в режиме "здесь и сейчас".

В июне прошлого года принят первый пакет поправок в Закон РК "О защите прав потребителей", введена трехступенчатая система рассмотрения жалоб (продавец и/или институты досудебного рассмотрения споров – уполномоченный орган – судебные органы). Также создан межведомственный совет по защите прав потребителей при правительстве, усилены функции комитета по защите прав потребителей, введен государственный и общественный контроль.

При этом законодательство в этой сфере будет и дальше совершенствоваться: из "профильного" закона будут устраняться правовые пробелы и нечеткие формулировки. Будут проработаны семь инициатив министерства, включая создание института омбудсмена по защите прав потребителей.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться