Как решить проблемы экологии в Шымкенте

4666

Врач-хирург из Шымкента предлагает развивать производство велоэлектромобилей.

Как решить проблемы экологии в Шымкенте

Делом всей своей жизни называет веломобили шымкентский врач Равшан Халметов. После утомительных операций, ночных дежурств и приемов пациентов в своем гараже он развивает бизнес на веломобилях. Работы Равшана Халметова хорошо известны горожанам. На его устройствах с удовольствием катались посетители парков, зоопарков, просто на дорогах города. Теперь Кулибин из Шымкента готов предложить новый проект, который может решить вопросы экологии в мегаполисе, помочь его жителям вести здоровый образ жизни, и в принципе скажется на воспитании молодежи. Но денег на велоэлектромобиль нет. В интервью корреспонденту Inbusines.kz Равшан Халметов рассказал о своем бизнес-плане задуманного производства.

Равшан, Ваши веломобили просто шикарные. Меня вообще восхищают люди, которые своими руками могут создавать красоту, а в Вашем случае еще и удобство, бесспорную "полезность" для общества. Что это для Вас сегодня – увлечение или бизнес-ниша?

Большое спасибо за лестную оценку моего творчества. С раннего детства мы с братьями занимались, как многие мальчишки нашего времени, конструированием различного рода машинок на колесах. Вначале это было в виде очень простых механизмов из двух-трех палок на трех или четырех подшипниках с передней поворотной балкой, на которую приделывали кусочек резины, и он работал как тормозная педаль. Катались с горки по улице Авроры возле областного ГАИ. После стали к ним приделывать деревянный корпус, и получалось что-то вроде маленьких машинок. Были одноместные и двухместные. И мы устраивали кольцевые гонки, но уже у себя дома во дворе между братьями. У меня всего три брата, делились на две команды, по двое в каждой. Привод очень простой, в одну человеческую силу – один сидит в машинке, другой толкает. Конечно, всегда финишировала машинка, где был старший брат. (Смеется.) Но на них можно было передвигаться только по твердому покрытию – асфальт или бетон. Ну и потом, они были очень шумные, все-таки железные подшипники. Поэтому приходилось устраивать гонки на машинках, когда родители были на работе. Позже пришла мысль заменить подшипники на колеса от детских колясок. И наши машинки стали уже вседорожными. Придумали к ним амортизацию, применив пружины от велосипедных сидений. Гонки стали устраивать уже на поле. Все это было в нашем счастливом советском детстве. Был один велосипед "Урал" на пятерых детей, читали журнал "Юный техник", "Моделист-конструктор", где впервые прочитали статью про веломобили. Со временем это увлечение осталось только у меня. Первую свою модель я сделал перед самой отправкой в армию. Это был тандем из старых рам двух "Уралов". Он до сих пор у меня в коллекции. Вот так любовь к конструированию моделей на педальной тяге осталась на всю жизнь.

Вы по профессии врач. Очень сложная работа, ответственная, требующая много времени, сил. Как при такой профессии Вы решились на предпринимательство, да еще и в такой непростой сфере?

После двух лет службы в группе советских войск в Германии я вернулся на "гражданку". Был 1989 год. Тяжелое время. Закончил Второй Ташкентский государственный медицинский институт, интернатуру по госпитальной хирургии, клиническую ординатуру по онкологии и радиологии. Я не пью, не курю, долгое время занимался дзю-до. Именно приверженность к здоровому образу жизни позволила мне выдерживать тяжелые физические и эмоциональные нагрузки в работе хирурга. Долгие операции, иногда до девяти часов за столом, ночные дежурства, в том числе в новогоднюю ночь. Знания по анатомии, физиологии, медицине помогали понимать то, что человеческие возможности огромны и можно достичь больших результатов, но при их правильном и рациональном использовании. И, конечно же, я думал о веломобилях, о возможности передвигаться, используя только мускульную силу тела. И, как хирург творит на операционном столе, я творил у себя в гараже. Сама возможность что-то сделать своими руками – уже счастье. А если это будет востребовано и полезно для людей – тем более. В человеке, как в венце творения Бога, все идеально, нет ничего лишнего, все просто и гениально. И мы – люди, созданные по образу и подобию Бога, в нас заложено это желание творить и создавать. Хочется создать максимально простое приспособление для передвижения, используя только наше тело. Обычно легковой автомобиль весит 1000 килограммов и при этом перевозит одного пассажира, упрощенно в целом 100 килограммов. То есть 1000 килограммов железа везут 100 килограммов. Очень маленький КПД – коэффициент полезного действия. При этом создавая массу проблем для экологии, для здоровья, для кошелька и так далее. Я же могу создать велоэлектромобиль весом упрощенно в 100 килограммов, и он будет перевозить те же самые 100 килограммов полезного груза.

А насколько сложно изготовить веломобиль? Сколько времени у Вас уходит, из каких материалов Вы конструируете? Считали ли Вы, какая себестоимость у одного веломобиля?

Вопрос очень хороший. Ведь на самом деле все гениальное просто. Я не претендую на гениальность, но стараюсь следовать этому принципу. Конструкция должна быть максимально простой, как в эксплуатации, так и в ремонте. Прост, надежен, долговечен, легок в производстве, как автомат Калашникова. Я их делаю из обычных металлических профилей и труб различного размера и толщины. Все это имеется на обычной металлобазе. Но конструкция простая и оригинальная, сварная, и поэтому очень прочная, как паутинка. Имеются стандартные узлы и механизмы, которые используются без изменения на всех видах моделей веломобилей и велоэлектромобилей. Все остальные детали – это детали, которые используются в производстве обычных велосипедов. У меня есть готовый бизнес-план по производству веломобилей и велоэлектромобилей. Сейчас подали документы на получение 5 000 000 тенге гранта. Защита будет проходить в конце октября. Там есть три направления. Первое – производство веломобилей для парков, зон отдыха, санаториев и так далее в возрастной группе от двух до 99 лет. Второе – производство веломобилей для инвалидов, в наличии есть вариант с ручным приводом. Можно производить под индивидуальные потребности. И третье – производство велоэлектромобилей, одноместных и двухместных, для городского передвижения. Касательно себестоимости, например: веломобиль "Пионер" 130 000 тенге.

Это трехместный веломобиль для детей в возрасте от 9 до 12 лет с передней зависимой балкой на пружинной амортизации, ножными тормозами и воздушным сигналом. В центре есть место для пассажира в возрасте 4- 8 лет с ремнями безопасности, скорость движения не более 5 км/час, предназначен для прокатов в парках, зонах отдыха и прочее. Это пример для понимания стоимости.

Сколько веломобилей и за какое время Вы сконструировали? Кто стал их владельцами? Как и кому Вы продали свой первый веломобиль, вспомните? И как в принципе в Шымкенте отреагировали на Ваше детище?

Сначала я сделал двухместный веломобиль для старших детей, стилизованный под ретро автомобиль начала 20 века. Они с большим удовольствием катались в парке "Металлургов" у нас в Шымкенте. Оказалось, что и другим детям тоже был интересен такой вид велосипедов. Стали просить покататься, причем не только дети, но и взрослые. Даже бабушки и дедушки, так как по советам докторов им было необходимо для разработки суставов ездить на велосипеде. Конечно же, они боялись кататься на обычном двухколесном велосипеде ввиду его неустойчивости. Увидев 4-х колесные веломобили, и возможность передвигаться на нем вдвоем – с подружкой или с внуком – они попросили сделать и взрослые веломобили. Тогда и родилась идея создать несколько веломобилей для всех возрастных групп – от 2 до 99 лет. Я сделал четыре веломобиля. Два детских двухместных, и два взрослых – один двухместный и один одноместный, с двухместными прицепами-каретой для детей с ремнями безопасности. С 2010 по 2015 годы сдавал свои веломобили на прокат в парке "Металлургов". И главное, они катались не по всему парку, а именно по определенному маршруту, с дорожными знаками, указывающими направления движения. На этом маршруте были и другие знаки дорожного движения. Чуть ли не через день ко мне подходили предприниматели и просили сделать на заказ веломобили. Спрос на них среди посетителей парка был очень высокий. Выстраивались в очередь, особенно в вечернее летнее время. Однако, с 2016 года по сей день прокат в парке запретили, основываясь на том, что в парках не должно быть никаких аттракционов. Для этих целей есть частные парки "Мир фантазий" и "Кенбаба". Так у меня появилась идея создать веломобиль для городского передвижения с электротягой. Было создано два веломобиля одноместных и один двухместный. Осталось их только электрофицировать. На это нужно большие деньги. Мотор, колесо, литий, ионный аккумулятор стоят в среднем на один одноместный веломобиль около 300 000 тенге. Также я создал веломобиль с ручным приводом, съемной крышей-навес и спинкой кресла для инвалида.

Можно ли говорить сегодня, что это уже полноценный бизнес, когда есть спрос и предложение? Если нет, то что мешает Вам выйти на новый уровень и начать производство веломобилей уже в солидных масштабах?

Я веду переговоры с акиматом города уже 3 года. Пока безрезультатно. Частные парки не хотят нас пускать на свою территорию. А продавать их не могу, пока не будет налажено серийное производство. Вот такая ситуация если говорить о бизнесе. Необходимая сумма для запуска производства – не менее 5 000 000 тенге. Обращался в "Атамекен" – безрезультатно. Ходил в Дендропарк, в зоопарк. Не пускают. Показывал веломобили для инвалидов – не интересно. Показывал городские велоэлектромобили – безрезультатно. Весной 2020 года проходил защиту Бизнес-проекта "Производство веломобилей и велоэлектромобилей" по гранту в 5 000 000 тенге – отказали в гранте. Ответ – неконкурентоспособен. Теперь вот готовлюсь ко второй защите.

Спрошу Вас о Вашей миссии, как Вы ее для себя определяете – принести пользу обществу, заработать при этом, прославиться, реализовать, возможно, свою детскую мечту – что Вам интересно прежде всего?  

Конечно же, реализовать свои планы. Это направление очень широкое. Это ведь не просто веломобили, это новое направление в городской субкультуре. Это пропаганда здорового образа жизни, защита окружающей среды, приобщение к правильному проведению досуга, укрепление семейных связей через совместные велопрогулки. Это должно быть нужным, полезным и модным. Пока же у нас модным у молодежи считаются табакокурение, кальянные и алкоголь. Увы.

Спасибо за беседу, Равшан. Успехов!

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться