Как санкции на российскую нефть скажутся на Казахстане

5404

Об этом сегодня в программе "Дневной формат" говорили эксперты.

Как санкции на российскую нефть скажутся на Казахстане

Своим мнением поделился экс-министр экономики и торговли, советник генерального директора Казахского института нефти и газа Жаксыбек Куликеев.

"Безусловно, это окажет определенное влияние на развитие экономики Казахстана, потому что Россия была и остается нашим основным торговым партнером. Границу с Россией при всем желании мы закрыть не сможем, потому что мы находимся в едином Таможенном союзе и у нас 8000 км общей границы. Санкции не оказывают напрямую влияние на Казахстан, т. е. казахстанским производителям нечего бояться, но есть определенный страх, определенный риск в связи с санкциями против российских производителей. Потому что большую часть нефти мы экспортируем через российскую территорию. Какие появляются риски? Первый. Черное море, через которое мы традиционно экспортировали 53 млн тонн нефти, относится к зоне боевых действий. В связи с этим транспортные и страховые компании поднимают стоимость страховки - такие факты уже налицо. Фрахтование танкеров уже подорожало в 4-6 раз. Но проблем с отгрузкой нет, она идет в обычном режиме.

Но есть проблемы с российскими экспортными товарами, которые стали токсичными для мировой экономики, поэтому крупные мировые игроки не хотят их покупать. В том числе часть нефти, которая через КТК из России поступает в Черное море. Когда танкер загружают, сложно отделить российскую нефть от казахстанской, поэтому некоторые игроки проявляют определенную осторожность при покупке казахстанской нефти. Если Черное море не закроют для коммерческих грузоперевозок из-за военных действий, там и значительную часть своей нефти будем экспортировать.

Второе направление Атырау – Самара через трубопровод "Дружба" экспортируем в европейские страны. Там тоже есть серьезный риск, потому что с введением санкций США, Канады и европейских стран в рамках старых долгих контрактов они покупают товары, новые контракты не заключают, в связи с этим сбыт основных экспортных труб России сокращается. Если они в среднем экспортировали 4,5 млн баррелей в сутки, по данным экспертов, в настоящее время этот объем сократился до 3 млн баррелей в сутки, то есть ежедневно Россия стала продавать на 1,5 млн баррелей меньше. Это пойдет по цепочке, сначала они будут работать на резервуары, потом на трубу, в конце концов, будут останавливать месторождения и так далее. Когда встанет вопрос, чью нефть продавать, россияне в первую очередь будут продавать свою нефть. Мы примерно до 13 млн тонн через трубопровод Атырау – Самара экспортируем, и этот объем может встать.

Это означает, что некоторые наши месторождения будут испытывать огромное давление в связи с невозможностью экспортировать в традиционном направлении.

Мы рассматриваем альтернативные маршруты, но их немного. В лучшие годы, когда КТК еще не работал, через Каспийское море переваливали до 12 млн тонн, в последние годы этот маршрут забыли. Сейчас через порт Актау переваливаем всего 2 млн тонн. Это незначительный объем. Нарастить его до 10 млн не так просто, для этого необходимы танкеры, цистерны, железнодорожная эстакада. Самое главное – в настоящее время в Казахстане нет цистерн, в наличии имеется 1,5 тысячи цистерн для транспортировки нефти внутри страны, но этого может не хватить. Если мы хотим переваливать 12-13 млн тонн, то ежемесячно 1 млн тонн надо куда-то девать, для этого потребуется большое количество цистерн, которых у нас нет. Минимум потребуется от 5000 до 15.000 цистерн в зависимости от транспортного плеча. На рынке такого количества свободных цистерн нет. Поэтому это может создать дополнительные сложности. Еще один маршрут – направление Китая. Там тоже мы можем немного нарастить. Если мы сейчас сможем отработать эти два направления, то мы сможем дополнительно экспортировать около 8 млн тонн нефти, но все равно не закроем 13 млн тонн нефти".

В свою очередь эксперт Олжас Байдильдинов считает, что казахстанская нефть не попадет под санкции Запада.

"Почему КТК или Атырау – Самара не будут затрагивать санкции в отношении России? Потому что нефть, которая транспортируется по этим нефтепроводам, – это иностранная нефть, которая добывается в Казахстане. У нас 65% нефти добывается иностранными консорциумами: Тенгиз, Карачаганак,  Кашаган. Основной поток нефти, который идет по этим нефтепроводам, – это в основном экспортные потоки, потому что на внутренний рынок они не поставляют. Они не готовы продавать в 4 раза ниже мировых цен, естественно, санкции западных стран не могут ударить по рукам своих же компаний. Да, у нас есть определенные трудности в плане цен. В том плане, что могут быть физические ограничения на экспорт казахстанской нефти, я не думаю, что это произойдет", – резюмировал эксперт.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться