Как выживают частные театры в условиях карантина

Как выживают частные театры в условиях карантина

20:27 15 Август 2021 6370

Как выживают частные театры в условиях карантина

Автор:

Максим Морозов

Как отразились карантинные ограничения на жизнедеятельности частных театров, оказавшихся на грани выживания без зрителей и не имея государственной поддержки?  

По словам Станиславского, театр – это искусство отражать жизнь. И эта очень емкая оценка великого театрала как нельзя лучше отражает современные, пандемийные, реалии, в которых оказались все казахстанские частные театры и театральные студии. Проведя больше полутора лет в условиях жестких ограничений, частные театральные коллективы уже не задумываются о новых постановках, а ищут возможности для выживания. В 2020 году в Республике Казахстан действовало 65 театров, 17 из которых в Алматы, из них около 10 – это частные театры и студии.   

Постоянно обновляющиеся постановления санитарных врачей, то вводящие, то усиливающие, то отменяющие карантинные ограничения, не дают театрам возможностей даже для составления примерного плана своей деятельности. И даже небольшие послабления в деятельности театров не приносят результатов – люди просто боятся покупать билеты, чтобы исключить сложности с их возвратом в случае усиления ограничительных мер.

В таких условиях главными пострадавшими, конечно же, стали частные театры, деятельность которых и раньше не била фонтаном, а сейчас и вовсе превратилась в пересыхающий источник. По данным бюро национальной статистики, в 2020 году из-за ограничений и карантина число театральных зрителей сократилось более чем в три раза. В 2019 году спектакли посетили около 3 000 000 зрителей, а в 2020 году их число составило 894 000 человек. Еще более удручающая статистика по числу спектаклей. 1834 спектакля в 2020 году почти ничто, по сравнению с 2019 годом, когда зрители увидели 16 579 постановок.    

"Плохая дружба в одни ворота" – именно так называет отношения государственных органов с частными театрами директор одного из алматинских театров Драчукова Ксения.

"Для того чтобы выжить, сохранить свой театр и коллектив, мне пришлось потратить все свои финансовые запасы, набрать кучу кредитов и даже заложить свой автомобиль. Сейчас мы работаем на полуподпольном положении, стараясь находить любые возможности для заработка, будь то выступление на различных корпоративных событиях или обучение будущих актеров. Мы многократно обращались к властям с просьбами о поддержке, но, по их словам, средств едва хватает для государственных театров".

Не имея возможности полноценной деятельности, театралы ищут другие источники. Для кого-то настоящим спасением стали курсы театрального мастерства, где опытнейшие специалисты обучают азам актерской профессии будущих звезд подмостков. 

По словам театралов, отношения с органами власти порой доходят до абсурда. По словам Ксении Драчуковой, в прошлом году в период локдауна к ним обращались представители городских властей с настоятельным предложением за счет театров снять видеоролики о запрещении деятельности театров.

"Сложилось впечатление, нас собрали под эгидой управления креативных индустрий города Алматы для того, чтобы следить, когда уже у нас окончательно поотрывает крыши".  

В этом году поступило новое "предложение" от городских чиновников. Частным театрам очень настойчиво рекомендовали снять пропагандирующие ролики о пользе вакцинации. Естественно, снова за счет самих театров. Вопросы театралов о том, на каком основании власти заставляют вести пропаганду и за счет каких ресурсов должны были частники заниматься этой пропагандой, городские чиновники из управления креативных индустрий просто проигнорировали. 

В условиях современного мира, в условиях экономических, политических и социальных изменений очень важна роль искусства, как фактора личностного становления, культурного развития молодежи, как составляющей системы ценностей молодежи. От того, как будет развиваться театральное искусство в общем и деятельность частных, независимых театров в частности, во многом зависит будущее общества. Независимый театр – это прежде всего возможность высказаться на злободневные для казахстанского общества темы, возможность обратить внимание зрителей на незаретушированные проблемы. Конечно, современные тенденции в массовой культуре, такие как телевидение, кино, шоу-бизнес, и тренды социальных сетей серьезно потеснили театр, а для того, чтобы театральное искусство снова заняло важнейшую нишу в воспитании общества, нужна как государственная, так и общественная поддержка.

Максим Морозов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

yazykovye-rejdy-chem-kazahstan-razdrazhaet-rossiyu

mid-kazahstana-prokommentiroval-informaciyu-o-prieme-afganskih-bezhencev

igry-stanovyatsya-slozhnee-igrat-stanovitsya-interesnee

kubok-prezidenta-saryarka-proigryvaet-no-vyhodit-v-final

dlya-novogo-pokoleniya-stran-centralnoj-azii-etnicheskaya-i-yazykovaya-blizost-ne-imeyut-znacheniya

загрузка

×