Как заставить чиновников следовать букве закона?

2204

Павлодарский бизнесмен два года доказывает, что дешево – опасно для жизни.

Как заставить чиновников следовать букве закона?

Экибастузское ТОО "ЭлектроТрансРеелто" второй год подряд не может заниматься в полной мере своим бизнесом, а именно утилизацией ртутьсодержащих ламп. Причина тому – тендер, который проводится вразрез с экологическими требованиями, сообщает inbusiness.kz.

Зачем далеко, если есть близко?

Все это время директор предприятия Владимир Колесников закидывает письмами всевозможные инстанции, пытаясь привлечь чиновников к исполнению закона. Речь идет о том, что ртутьсодержащие отходы должны утилизироваться в черте региона специализированным предприятием, если такое имеется. Для этого в соответствии с Законом РК "О стандартизации" и Экологическим кодексом разработан национальный стандарт по правилам утилизации ртутных отходов.

В Павлодарской области уже несколько лет работает ТОО "ЭлектроТрансРеелто", которое приобрело специальную установку у российских физиков-ядерщиков из г. Дубны, работающую методом термовакуумно-криогенной демеркуризации. Данный способ считается наиболее эффективным и безопасным и отвечающим всем экологическим требованиям. Продукт утилизации при выходе из установки – крошка стекла и прочее – является стерильно чистым и может быть использован как строительный материал. Также из отходов извлекается металлическая ртуть в соответствии с требованиями стандарта.

Но преградой для бизнеса стали госзакупки, которые ежегодно проводят городские и районные подразделения областного управления жилищно-коммунального хозяйства по утилизации опасных отходов. Экологический кодекс и национальный стандарт требуют минимизировать их перемещения от источника образования до места переработки. Это означает, что предложения поставщиков из других регионов подлежат отклонению.

Впрочем, как отмечает Колесников, в последние годы подразделения ЖКХ перестали указывать квалификационные требования к участникам госзакупок: заключение экспертизы, разрешение на эмиссию, требования к оборудованию и прочее. Главное условие – низкая цена. Такое условие выполняет компания из Караганды, предлагая низкие цены, и, естественно, выигрывает тендер. При этом госструктуры почему-то не задаются вопросом – как карагандинское предприятие, не имея в Павлодарской области материально-технической базы, может качественно выполнять услугу? А ведь качественного выполнения услуг требует законодательство о государственных закупках.

Одеяло на себя?

Выясняя обстоятельства дела, inbusiness.kz обратился к эксперту, предположил, что, возможно, экибастузский предприниматель попросту тянет одеяло на себя, решив устранить всех потенциальных конкурентов. Корреспондент редакции обратился к председателю технического комитета по отходам производства и потребления Владимиру Андрееву, предложил на примере Павлодарской области посмотреть на данную ситуацию по управлению опасными ртутьсодержащими отходами в целом по стране и через призму норм права без каких-либо персоналий.

"Государственная политика направлена на достижение экологической безопасности, которая является составной частью национальной безопасности. Все это нашло отражение в национальном проекте "Жасыл Казахстан", где стратегическим показателем определено обеспечение к 2025 году уровня удовлетворенности населения экологическим качеством жизни до 80%. В сентябрьском послании главы государства 2019 года четко сказано, что "Нужно усилить работу по улучшению экологической обстановки, в том числе по вредным выбросам, состоянию почв, земли, воздуха, утилизации отходов". А ртутные отходы к тому же относятся к категории опасных", – отмечает эксперт.

Далее он ссылается на национальный стандарт СТ РК 1513-2019, где сказано, что при выборе специализированного предприятия "с целью исключения санитарно-эпидемиологических и экологических рисков должно быть обеспечено минимальное перемещение отходов от источника их образования до места переработки по нахождению в административно-территориальной единице". Пpи отсутствии в регионе специализированного предприятия отходы можно передавать за пределы области с обеспечением минимального перемещения.

Андреев также указывает и на то, что в Законе "О государственных закупках", в ст. 21, сказано, что конкурсная документация, кроме квалификационных требований, должна содержать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, т. е. в законе предусмотрено все, надо лишь его исполнять.

Когда минфин не прав

Таким образом, для решения проблемы в Павлодарской области, как и в другом любом регионе страны, где акиматы проводят конкурс на обслуживание контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов, необходимо в строгом соответствии с действующим законодательством, включая национальный стандарт СТ РК 1513, составлять конкурсную документацию и проводить конкурс.

Ну а территориальным департаментам комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов РК обеспечивать строгий контроль за организацией и проведением конкурсов. И проблема решится сама собой.

Как отмечает эксперт, если подразделения внутреннего государственного аудита стараются добиться обеспечения соблюдения законодательства, то к позиции подразделения минфина, отвечающего за законодательство в части государственных закупок, есть вопросы.

Эти проблемные вопросы неоднократно при поддержке НПП РК "Атамекен" поднимали и субъекты малого предпринимательства, и общественные объединения. Обобщены и составлены предложения по изменению ряда законодательных актов, включая закон о государственных закупках. Так, например, в ст. 37 предложено ввести пункт 4 следующего содержания: "Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений работ и услуг по обезвреживанию (утилизации, переработки) опасных отходов, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения лицензии, разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях. Принятие предложения позволит исключить экологические и санитарно-эпидемиологические риски, так как недобросовестные предприятия активно демпингуют, пользуясь тем, что ключевым условием для признания победителем является самая низкая цена, а не требование безопасного оказания услуги. Потом недобросовестное предприятие забирает опасные отходы и выбрасывает их на несанкционированные свалки и т. д., так как при демпинговых ценах, по сути, они будут работать себе в убыток.

"На это бизнес никогда не пойдет, чтобы работать в убыток. И вот на эту проблему минфин закрывает глаза, ошибочно считая, что обеспечивает экономию бюджетных средств и конкурентную среду. При этом минфин не задумывается, что акиматы ежегодно выделяют значительные суммы денег на ликвидацию несанкционированных свалок. Например, в прошлом году акимат столицы затратил на ликвидацию несанкционированных свалок, где было много опасных отходов, свыше 100 млн тенге", – отметил Владимир Андреев.

Вот и получается, что минфин не дает работать добросовестному бизнесу в лице, например, ТОО "ЭлектроТрансРеелто", но, вольно или нет, поддерживает тех, кто берет "горлом", а опасные отходы в итоге выбрасываются на улицу. Дешево не значит хорошо.

Услышали?

Два года экибастузское предприятие неустанно пишет во все инстанции: от областного антикора до Генпрокуратуры и администрации президента, надеясь быть услышанным. А там препринимателя гоняют по кругу от одного ведомства к другому. Например, Генпрокуратура отправила жалобу экибастузского предприятия тому, на кого оно жаловалось, – минфину, чтобы он, видимо, сам себя выстегал. А департамент внутреннего государственного аудита минфина по Павлодарской области посчитал, что "оснований для назначения аудиторского мероприятия по поручению комитета внутреннего государственного аудита МФ РК не имеется".

И вот буквально на днях департамент внутреннего государственного аудита по Павлодарской области, очевидно, по требованию вышестоящей инстанции ответил ТОО "ЭлектроТрансРеелто", что "доводы, указанные в вашем обращении, нашли свое подтверждение. В этой связи департаментом будут приняты меры согласно законодательству о государственном аудите и финансовом контроле". До победы еще далеко, но тот факт, что бизнес, наконец, услышали, можно считать такой. Правда, для этого потребовалось затратить большое количество энергии на составление обращений, оспаривание ответов в суде вместо того, чтобы заниматься делом, ради которого, собственно, были потрачены миллионы тенге на приобретение дорогостоящей установки по утилизации ртути. К слову, качественное оборудование стоит в десятки раз дороже, чем некачественное, не отвечающее требованиям законодательства. Предпринимательский кодекс четко делит бизнес на добросовестный и недобросовестный. Этого требует и глава государства, чтобы поддерживали добросовестных и ответственных предпринимателей. Здесь свое веское слово должна сказать и Республиканская палата предпринимателей "Атамекен".

Марина Попова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться