Какие казахстанские стартапы "выстрелили" в пандемию – эксперт

11444

Приложения по изучению английского языка и фитнеса для мусульманок, а также биржи для фрилансеров – успешные отечественные стартапы, которые выросли в пандемию.

Какие казахстанские стартапы "выстрелили" в пандемию – эксперт

Какие стартапы популярны в новых реалиях? Как стартапы развивают МСБ в Казахстане? Как запустить свой успешный стартап? Об этом говорим в программе "Интервью" с экспертом по развитию экосистемы и корпоративных инноваций Алимом Хамитовым.

Алим, здравствуйте! Стартапы каких отраслей наиболее популярны сегодня?

После пандемии и карантина слова "цифровизация" и "уход в онлайн" стали наиболее понятны.

В связи с тем, что закрылись границы и выстроились ограничения в городе и вне, в связи с тем, что, в принципе, было сложно вести свой повседневный образ жизни как раньше, остается только одно – выходить онлайн и получать услуги и закрывать свои потребности только так.

С другой стороны, тот самый бизнес, который раньше работал офлайн, не ожидал такого удара. Поэтому понимание цифровизации и диверсификации, когда ты не можешь, как бизнес, заниматься чем-то одним, стали настолько актуальны, что кто-то успел и смог адаптироваться, а кто-то нет.

Все то, что касается технологий в образовании... я знаю, что министерство здравоохранения внедрило ряд платформ, где ученики занимаются, и параллельно взлетел спрос на образовательный контент как на локальных, так и на международных платформах.

Вторая сфера – все то, что касается торговли. Та самая электронная коммерция, которая набирала обороты.

Она также по показателям взлетела вверх из-за пандемии. У людей не было привычки покупать онлайн, но при отсутствии другого выбора они стали это делать.

Третье – это сфера, которая актуальна не только для стартапов, но и для развития бизнеса, – получение услуг медицинского характера онлайн.

Четвертое направление – Entertainment, развлечение. Я также наблюдал цифры в исследованиях – надо было тратить дополнительное время, которое появилось. Люди покупали сериалы, покупали игры и уходили в спорттех.

То есть пандемия дала определенный толчок для развития стартапов. А есть конкретный пример, чтобы в Казахстане создали успешный стартап во время пандемии ?

Стартапы, которые появились во время пандемии... Один из примеров – это онлайн-платформа по изучению английского языка. Мы знаем, что это хороший тренд, многие учат английский язык. В связи с тем, что образовательные центры закрыты, остается делать это только онлайн.

Второе направление… Во время пандемии появились различного рода площадки для фрилансеров – для специалистов узкой специализации. Любой человек мог зайти туда и найти любого специалиста.

Третий пример – это тоже интересное приложение. Приложение для девушек-мусульманок – тех, кто носит хиджаб. Им и так было всегда сложно заниматься фитнесом, потому что в мусульманском мире не приветствуется, когда девушки ходят в фитнес-центры. В данном случае ребята хорошо запустились в апреле и за время пандемии получили 80 000 скачиваний.

То есть можно сказать, что стартапы развивают МСБ в Казахстане. А можно ли сказать, что стартапы зарабатывают в условиях коронакризиса?

Что такое стартап? По факту это ранняя стадия бизнеса. Если вы запускаете определенный продукт, надо отталкиваться от того, что вы решаете определенную "боль". "Новые боли" появились во время пандемии. Если мы говорим конкретно про бизнес и заработок, вы должны решить – какую "боль" вы решаете и какая у вас бизнес-модель. После пандемии многие привычки людей поменялись, и появился простор, чтобы фиксировать различного рода гипотезы и на этом зарабатывать.

Наверняка, многим людям, которые сейчас работают над стартапами, будет интересно узнать, какие именно стартапы находят отклик у инвесторов и как сделать так, чтобы инвестировали в проект?

Если говорить конкретно о привлечении инвестиций на стадии стартапа, то любой инвестор смотрит на четыре критерия.

Первое – это команда. Потому что, когда вы выйдете на рынок и начнете продавать, есть большая вероятность того, что стартап может не взлететь. Вы, как команда, должны понимать ту отрасль, в которую вы идете.

Второй критерий – все то, что вы создаете, должно иметь конкретную ценность для рынка и закрывать конкретную "боль". На раннем этапе вы должны доказать что эта "боль" существует. Особенно если вы IT-стартап, не тратьте 90% времени только на разработку. Есть правила – 50% времени вы тратите на разработку, 50% времени вы разговариваете с рынком. Когда вы разговариваете с инвестором, он от вас ждет, что вы ему покажете факты – может быть, кто-то зарегистрировался (на сайте. – Прим. ред.), может быть, кто-то скачал и так далее.

Третий критерий при поиске инвестиций – масштабируемость. Никому не интересно вкладываться в проект, который интересен только для Алматы или даже только для Казахстана. Как минимум – Центральная Азия, СНГ.

Если у вас есть продукт, который продается и вы это доказали без инвестиций, вы найдете инвестора. Он с удовольствием отдаст вам средства на развитие проекта.

У нас, в Центральной Азии, в Казахстане, одни плюсы – недорогая рабочая сила, недорогой Интернет, хорошее проникновение Интернета, открытое общество, которое хорошо впитывает "новинки". И это для вас должно являться хорошей тестовой площадкой. После вы должны сразу выходить на международные рынки и делать большую историю. Хоть вы и делаете свой бизнес без инвестиций, хоть вы привлекаете инвестиции – очень важно делать большой бизнес, который обслуживает большое количество людей – это единственный путь построить какой-то устойчивый бизнес. Потому что у нас нет таких ресурсов в Казахстане.

По статистике американских аналитиков, менее 50% стартапов выживают в течение первых пяти лет. У нас, в Казахстане, один из ста стартапов выживает. Почему так происходит?

Я бы сказал, что у нас меньше одного стартапа выживает из 100. Суть в этой статистике везде одна, то есть одна и та же причина.

Первая причина – большинство стартапов пытаются делать то, что никому не нужно. Когда команда пытается сделать продукт, не разговаривает с рынком, не проверяет свои гипотезы изначально, не пытается привлечь клиентов с первого дня. То есть первая причина – это отсутствие спроса.

Вторая причина – команда идет в ту сферу, в которой не имеет отраслевой экспертизы. Этот вопрос решаем – команда всегда может привлечь такого специалиста или найти ментора-наставника.

Третье – финансирование. Очень мало бизнес-ангелов верят и хотят вкладывать в IT-стартапы, но тренд меняется и появляются первые кейсы. Но пока это единичные кейсы на рынке.

Я, как человек, который занимается корпоративными инновациями, говорю, что не надо сегодня делать "би ту си"-проекты, надо делать "би ту би"-проекты. Корпоративный сектор достаточно хорошо развит в Казахстане. Корпорации становятся открытыми, они смотрят на местные решения. Поэтому желательно сделать небольшую историю или "пилот" с какой-нибудь корпорацией. Это подтвердит спрос, то, что вы решаете какую-то определенную проблему. И дальше нужно идти масштабироваться.

Что сейчас делать начинающему стартаперу – как открыть свой стартап? Дайте совет!

Первый совет – быть открытым к обратной связи от рынка.

Второй – быть очень быстрым. Сегодня настолько все быстро меняется, что вы не можете себе позволить делать продукт три-шесть месяцев.

Третий – не надо искать инвестиции сразу. Делайте свой бизнес из тех ресурсов, которые есть. И это возможно. Идите за финансированием только в том случае, когда вы можете стопроцентно сказать, что ваш продукт решает хотя бы какую-то проблему, и вам просто нужно менторство и финансирование, чтобы превратить это в работающий бизнес.

Регина Ким, журналист

Алим Хамитов, эксперт по развитию экосистемы и корпоративных инноваций


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться