Последствия для Казахстана в связи с временной приостановкой добычи на Тенгизе – крупнейшем нефтегазовом месторождений страны – обрисовал директор аналитической компании РАСЕ Analytics Аскар Исмаилов, передает inbusiness.kz.
Ранее сообщалось, что 18 января на месторождении Тенгиз в Атырауской области произошла серия возгораний на оборудовании газотурбинной электростанции. Пострадавших нет. После пожара возникли проблемы в распределении электроэнергии, поэтому оператор месторождения – нефтедобывающая компания "Тенгизшевройл" (ТШО) временно приостановила добычу на месторождениях Тенгиз и Королев.
"По сообщениям источников на месторождении, имела место полная остановка всех производственных комплексов с попыткой подключения резервного энергоснабжения и последующим запуском на следующий день", – отмечает Аскар Исмаилов.
По его словам, приостановка добычи на Тенгизе – это чувствительный эпизод, потому что ТШО является крупнейшим производителем и обеспечивает значимую долю добычи и экспорта. Эксперт приводит данные по производственной мощности Тенгиза в последние годы: более 80 тыс. тонн нефти в сутки, или примерно 640 тыс. барр./сутки, а в отдельные периоды оценки этот показатель доходил до порядка 900 тыс. барр./сутки.
"Поэтому даже краткосрочный полный простой может дать заметное снижение текущей добычи по стране на сутки-двое. При ориентире потерь около 150 тыс. тонн за два дня речь идет примерно об 1,1 млн баррелей недопоставки, что в валовой выручке эквивалентно порядка 77-94 млн долларов при цене 70-85 долларов за баррель. Потери бюджета ниже и зависят от структуры налогов и условий соглашений. По грубой оценке, речь может идти о десятках миллионов долларов, часть эффекта может проявляться как сдвиг поступлений во времени", – приводит прогнозы Аскар Исмаилов.
Если добыча на Тенгизе восстановится в течение 1-2 суток, то, по оценке эксперта, на годовые планы ТШО влияние простоя будет ограниченным: 150 тыс. тонн доли процента от годовых ориентиров порядка 40 млн тонн.
"Однако если простои будут повторяться или совпадут с логистическими ограничениями экспорта, тогда риск перерастет из локального инцидента в фактор снижения исполнения экспортного графика и давления на бюджет", – сказал Аскар Исмаилов.
Напомним, что нефтегазовый сектор Казахстана в последнее время находится под постоянным давлением внешних и внутренних факторов.
Так, участились атаки беспилотников на инфраструктуру морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому транспортируется 80% экспортной нефти Казахстана. В итоге экспорт через КТК значительно сократился, и для поставок нефти за рубеж пришлось искать другие маршруты.
Читайте по теме:
Атака на КТК: партнеров по проекту призвали оказать давление на Украину