Каспийский трубопроводный консорциум ожидает роста объемов прокачки казахстанской нефти с 2022 года

9959

АО "КТК" после модернизации сможет прокачивать свыше 72 миллионов тонн казахстанской нефти против нынешних 60 миллионов.

Каспийский трубопроводный консорциум ожидает роста объемов прокачки казахстанской нефти с 2022 года

Как известно, основные маршруты доставки казахстанской нефти на мировые рынки пролегают по территории России. Самый мощный из них – это трубопровод, построенный ведущими нефтедобывающими компаниями мира – АО "Каспийский трубопроводный консорциум", которое забирает наше черное золото непосредственно с месторождения на западе республики и далее доставляет ее по трубопроводу длиной в полторы тысячи километров до черноморского порта Новороссийск.

Оттуда наш главный экспортный товар, который дает львиную долю доходов в государственную казну, уходит к покупателям в разные части света. Напомним, что долгое время Казахстан пробивал вопрос расширения КТК, чтобы как можно больше нефти отправлять на мировые рынки, тем более что спрос на это сырье год от года только рос.

И вот с завершением проекта расширения этой трубопроводной системы объемы транспортировки казахстанской нефти выросли вдвое, с 30 миллионов тонн до 60 миллионов тонн.

Однако Казахстан не намерен останавливаться на достигнутом, и с выходом Кашагана на плановую мощность республика намерена заметно увеличить объемы добычи черного золота. В ожидании "большой казахстанской нефти" консорциум намерен провести модернизацию, которая позволит увеличить объемы транспортировки нашей нефти с нынешних 61 миллиона тонн нефти в год до 72,5 миллиона тонн в год.

Об этом более подробно в интервью inbusiness.kz рассказал генеральный директор АО "Каспийский трубопроводный консорциум" Николай Горбань.

– Николай Николаевич, к 2024 году одна из главных козырных карт Казахстана – месторождение Кашаган планирует увеличить добычу с 330 тысяч до 450 тысяч баррелей в сутки. Пойдут ли дополнительные объемы в КТК?

– Нам хотелось бы, чтобы все объемы пошли к нам, но решают грузоотправители и акционеры консорциума, а мы лишь исполняем.

– Но, тем не менее, есть ли понимание более дальней перспективы по прокачке? Ведь, согласно планам Казахстана, объемы производства нефти тут будут только расти…

– Понимание есть, и оно основано на пятилетних прогнозах и максимальных десятилетних прогнозах. В настоящее время акционерами консорциума рассмотрена и в целом согласована к реализации комплексная программа модернизации нефтепроводной системы КТК.

Согласно полученным прогнозным заявкам грузоотправителей, ожидается, что объемы поставок нефти из Казахстана для КТК превысят текущую пропускную способность нефтепроводной системы, начиная с 2022 года.

В этой связи Каспийскому трубопроводному консорциуму потребуется модернизация ряда объектов трубопроводной системы, чтобы быть готовыми к "большой казахстанской нефти". После завершения модернизации пропускная способность системы позволит обеспечить транспортировку казахстанской нефти по меньшей мере до 72,5 миллиона тонн нефти в год.

Для сравнения, по итогам 2018 года было отгружено 61 084 031 тонна нефти из Казахстана, что на 10,8%, или 5 976 056 тонн, превысило результаты 2017 года.

– Каковы сроки проекта модернизации КТК и во сколько это обойдется акционерам?

– Во-первых, мы должны обеспечить возможности приема дополнительных объемов казахстанской нефти в КТК с середины 2022 года. То есть модернизировать систему начнем уже с 2019 года.

Во-вторых, мы планируем завершить ее до декабря 2023 года. Что касается инвестиций, то на период 2019-2023 года она составит 599,9 миллиона долларов.

– Получена ли официальная заявка на увеличение прокачки нефти с Тенгиза после завершения проекта расширения месторождения?

– Можно считать, да, так как программа модернизации уже одобрена акционерами.

– А с какого года предполагается увеличение прокачки с Тенгиза?

– Увеличение объемов с Тенгиза, по плану, ожидается со второй половины 2022 года.

– Могли бы Вы назвать ожидания КТК по прокачке на 2019-2020 годы с разбивкой на казахстанские и российские объемы?

– На 2019 год принята коллективная общая заявка грузоотправителей на 67,7 миллиона тонн. По состоянию на сегодняшний день с учетом фактической сдачи – 65,1 миллиона тонн: Казахстан – 57,7 миллиона тонн, Россия – 7,4 миллиона тонн.

Из казахстанского объема на долю "ТШО" приходится 29,9 миллиона тонн, "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" – 10,2 миллиона тонн, на Кашаган – 15,4 миллиона тонн. Другие грузоотправители Казахстана отправляют по системе КТК 2,2 миллиона тонн.

C 2001 года по 30 июня 2019 года через КТК на мировые рынки было поставлено 533 919 222 тонн нефти из Казахстана.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться