Казахстан действовал нерешительно – экономист ЕБРР о строительстве маршрутов в обход России

5121

Как справляется страна с новыми транзитными возможностями, каковы инфраструктурные ограничения Транскаспийского маршрута и что нужно делать в этой ситуации, в интервью inbusiness.kz рассказывает ведущий экономист банка Эрик Ливни.

Казахстан действовал нерешительно – экономист ЕБРР о строительстве маршрутов в обход России Фото: AFP

Он поделился своим видением макроэкономической ситуации в Казахстане, отметив, что  прогнозы ЕБРР относительно страны не сбылись.

"В начале года мы были озабочены зависимостью Казахстана от России в сфере транспорта, промышленных и торговых связей, денежных переводов. Казалось, что степень зависимости очень высока и, соответственно, будут очень негативные последствия для экономики страны, но эти прогнозы абсолютно не оправдались, и, насколько можно судить, страна оказалась в выигрыше.  Это связано с тем, что возникли новые возможности в сфере торговли. Кто-то, возможно, проиграл, но кто-то выиграл", – отметил экономист.

На данный момент Европейский банк реконструкции и развития видит больше угрозы для страны в "разгуле" инфляции, продолжил он. В этом плане Казахстан отличается от других стран Центральной Азии. Инфляция в других странах уже притормозилась, меры, принятые центробанками в других странах, уже имеют свое положительное влияние. В Казахстане же последние данные, к сожалению, говорят о росте инфляции на 18,8%, что совсем нехорошо, тем более что доля продуктов питания и энергетики в общей корзине потребления населения очень высокая. Таким образом, любое изменение цен сильно бьет по карману. Это то, что волнует ЕБРР.

"Отдельная проблема – долговая нагрузка. Сейчас мы наблюдаем мировую тенденцию усиления доллара и повышения процентной ставки, и по странам, которые до этого набрали большую внешнюю задолженность, это довольно сильно ударило. То есть сам долг вырос, если выразить его в местной валюте, и проценты по нему будут продолжать расти. Сложнее будет рефинансировать существующую задолженность. В Казахстане эта проблема пока не так остро стоит, потому что имеются резервы, но по другим странам ситуация гораздо более неутешительная.  Общая задолженность по Казахстану снизилась за счет роста доли ВВП, прошлый год был не таким плохим. Но наряду с этим, когда укрепляется доллар и растут процентные ставки, а сейчас это очень бурно развивающийся процесс, долговая нагрузка будет только повышаться", – отметил Эрик Ливни.

По его мнению, традиционным способом борьбы с инфляцией является повышение учетной ставки центрального банка, это ровно то, что Нацбанк в Казахстане делал все это время. Проблему экономист видит в том, что одновременно с повышением Нацбанком процентной ставки идет политика закачивания денег в экономику. Страна активно поддерживает сегодня малый бизнес и выдает льготные кредиты, например, на покупку жилья – все это мешает Нацбанку делать свое дело, он пытается сдерживать инфляцию, и это немного противоречит.

Действия Нацбанка экономист расценивает положительно. Он считает, что банк находится в ситуации, когда эффективность действий ограничена.

По поводу ситуации с логистикой в стране Ливни отметил, что по сравнению с пиком, который пришелся на конец прошлого года, цена транспортировки в текущем году несколько снизилась. Цена за контейнер доходила до 14 тыс. долларов, сейчас опустилась до 4-5 тыс. долларов. В то же время нагрузка на морские пути транспортировки падает.

"В Казахстане сегодня идет очень интересный процесс. Мы наблюдаем ситуацию, когда транспортные потоки пытаются перенаправить на альтернативные направления. Это дается с трудом, потому что стоимость транспортировки по альтернативным каналам и наличие очень большого количества границ, мультимодальность – все это усложняет ситуацию. По сравнению с традиционным северным путем все другие альтернативы гораздо менее эффективны. С Каспием масса проблем, море само по себе недостаточно глубокое, крупные танкеры и большие корабли не смогут зайти, по крайней мере, в крупные порты. С другой стороны, у Каспия два государства, где нужно пройти, то есть две границы", – подчеркнул эксперт.

Азербайджану, на его взгляд, необходимо достать дополнительные инвестиции в развитие своих возможностей по транспортировке, у страны нет уверенности в том, что эти инвестиции окупятся. Никто не знает, сколько продлится сегодняшняя ситуация, с учетом мультимодальности моря Каспий никогда не будет экономически эффективнее, чем северный путь. Поэтому, если ситуация вдруг поменяется в лучшую сторону, Азербайджан потеряет свои инвестиции.

Более интересная ситуация, по мнению Ливни, складывается с Грузией из-за того, что страна идет дальше по направлению к Черному морю, где  достаточно сильно ограничены возможности и по железной дороге, и по автомобильным дорогам.  К тому же дорога Восток – Запад до сих пор до конца не достроена, там очень сложный горный перевал и порты весьма перегружены. В Батуми достаточно большие задержки и плохая обработка грузов. Одновременно Грузия является необходимым звеном транспортировки из России. То есть сейчас, когда Россия ограничена в транспортировке через свои порты, Грузия выступает альтернативой. Поэтому груз заходит в Грузию, как из России, через железную дорогу и автомобильный транспорт, так и через Каспий. Грузия – "узкое горлышко", куда заходят два потока, и, сколько бы сейчас эта страна ни инвестировала, даже на перспективу 5-6 лет, все равно проблемы останутся.  То, что есть средний путь через Каспий, – хорошее дополнение, но это не альтернатива 1,5 млн контейнеров, которые идут традиционно через северный путь, считает экономист.

С учетом того, что Китай сегодня строит альтернативные пути через Кыргызстан, Узбекистан в виде   железнодорожной ветки, казахстанскому рынку опасаться не стоит, заверяет Ливни. С точки зрения транзита Казахстан является обязательным звеном, если говорить о Западном Китае и выходе на европейские рынки.

"Казахстан в ситуации безальтернативности, на мой взгляд, действовал недостаточно решительно. Компании, которые пользуются железными дорогами и на которых лежит дополнительное бремя, связанное с необходимостью дифференцировать пути поставки через Каспий в южные коридоры и так далее, жалуются. Те качества услуг, которые они получают от железных дорог, не удовлетворяют их потребности по двум параметрам – время и надежность",  – подчеркнул он. 

По его словам, конкуренция необходима, и, когда есть альтернатива, все начинают шевелиться, это всем будет на пользу. Поэтому железная дорога через Кыргызстан и Узбекистан и дальше на Туркменистан добавит возможности всем.

"Я не думаю, что Казахстан проиграет в этой ситуации, он, наоборот, улучшит работу железнодорожных путей, это раскроет возможности Центрально-Азиатского региона по транспорту и транзиту", – резюмировал экономист.

 

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться