Казахстан хочет продавать бензин соседям

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
12400

Экспорт одного миллиона тонн нефтепродуктов станет возможным после модернизации НПЗ.

Казахстан хочет продавать бензин соседям

После 2019 года по завершении модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) объем переработки нефти вырастет с 14,5 до 17,5 млн тонн, прогнозируют в министерстве энергетики. Таким образом увеличится производство бензина (АИ-92, АИ-95), дизельного топлива (ДТ), авиакеросина, но снизится производство мазута. Согласно планам, Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) будут введены в эксплуатацию в 2017 году, а Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (ШНПЗ) – в 2018 году.

Для сравнения, в 2016 году в Казахстане произведено 14,5 млн тонн нефтепродуктов. В 2017 году объем останется прежним или незначительно превысит прошлогодние результаты. Пока производство топлива не поспевает за ростом автопарка в стране. По данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, если в 2001 году в Казахстане на 1000 человек приходилось 70 автомобилей, то в 2016 году на 1000 человек было уже 220 машин.  

"Резкий рост потребления создал дефицит в стране. Его мы наблюдаем по бензину и ДТ примерно с 2011 года. В настоящий момент дефицит по бензину составляет порядка 30%, по ДТ – 15%", - заключил директор департамента аналитики ИАЦНГ Багдат Кадыров.

Как заявляют в профильном ведомстве, после модернизации, во-первых, потребности страны в топливе и ГСМ полностью будут покрываться отечественными НПЗ. Страна избавится от импортозависимости по бензину, ДТ и авиатопливу из России. Во-вторых, глубина переработки на всех трех заводах увеличится в среднем с 63 до 83%. В-третьих, будет налажен выпуск продукции экологического класса К-4 и К-5, что сопоставимо с бензином уровня Евро-4 и Евро-5. В-четвертых, у республики появится возможность экспортировать бензин и другие нефтепродукты.

В частности, производство авиакеросина увеличится за счет ПНХЗ и АНПЗ. По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, пока Казахстан вынужден импортировать основную часть авиатоплива. Сейчас его ограниченно выпускают на Шымкентском НПЗ и еще меньше в Атырау. Ранее основным производителем авиакеросина был Павлодар. Однако в 2015 году изменилось качество российской нефти, поступающей на Павлодарский НПЗ (в рамках своп-соглашения с РФ), что затруднило этот процесс.  

"Последние годы растет потребление авиакеросина из-за увеличения авиаперевозок. В этом году мы ожидаем еще больший рост, связанный с открытием новых рейсов и выставкой EXPO. Чтобы решить проблему, мы будем устанавливать оборудование гидроочистки в Павлодаре – оборудование, которое изначально не было запланировано в рамках модернизации ПНХЗ. Но в связи с тем, что качество российской нефти изменилось, нам приходится устанавливать дополнительную колонну. Плюс модернизация на Атырау также позволит производить свой авиакеросин. У нас будет в дальнейшем и профицит (по авиакеросину – прим.)", - пояснил Магзум Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.  

Что касается бензина марки АИ-80, его производство будет ограничено (только по спецзаказам для военной техники или коммунальных служб). Массовый выпуск прекратится в 2018 году. Пока планируется отменить госрегулирование цен на АИ-80, и сейчас Минэнерго обсуждает это предложение с министерством национальной экономики.

Помимо топлива, Казахстан будет производить нефтехимическую продукцию (на АНПЗ), спрос на которую растет: бензол, параксилол.

"Соответственно, стоимостная корзина нефтепродуктов будет существенно выше и позволит увеличить цену на нефть (на внутреннем рынке - прим.), которую могут наши заводы предлагать", - отметил вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Примечательно, в министерстве энергетики планируют перейти к рыночному формированию цен на сжиженный газ, нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Для этого будет создана электронная биржа для реализации сырьевых товаров внутри страны. 

Экспорт нефтепродуктов
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов у Казахстана появится возможность экспортировать бензин и дизель. Расчет простой: будет произведено около 10 млн тонн бензина и ДТ (из 17,5 млн тонн всех нефтепродуктов в год), потребление внутри страны составит 9 млн тонн, свободных на продажу остается 1 млн тонн.

"Вот эта цифра, порядка 9 млн тонн, наблюдается на протяжении последних четырех лет. Суммарное производство бензина и ДТ (после модернизации – прим.) составит порядка 10 млн тонн. То есть 1 млн тонн нефтепродуктов у нас появляется возможность экспортировать. По нашим оценкам, у нас большой резерв для экспортных операций появляется", - добавил Асет Магауов.

Ранее министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в 2019 году Казахстан снимет запрет на экспорт светлых нефтепродуктов.  По словам его заместителя Магзума Мирзагалиева, потенциальным экспортным рынком для отечественных нефтепродуктов являются страны Центральной Азии.

"Это в первую очередь Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Я думаю, мы должны экспортировать и будем экспортировать. Понятно, что сегодня эти рынки заняты другими странами, но это все дело конкуренции. Тем более у нас логистика удобная здесь", - подытожил г-н Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.  

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться