Программа реализуется под руководством SEAMEO STEM-ED (региональный центр, созданный в рамках организации министров образования стран Юго-Восточной Азии SEAMEO для поддержки развития образования в области STEM) и при поддержке компании "Шеврон".
Инициатива охватывает Казахстан, Таиланд, Камбоджу, Индонезию и Малайзию и направлена на решение проблем в области педагогического образования в каждой стране и обеспечение высокого качества образования в области STEM. В Казахстане эта инициатива была реализована образовательным центром Caravan of Knowledge в партнерстве с министерством образования Казахстана, Национальной академией образования и Кокшетауским университетом им. Шокана Уалиханова совместно с программой Jana Talap. Преподаватели STEAM-предметов (науки, технологий, инженерии, искусства и математики) узнали о современных педагогических стратегиях, соответствующих запросам XXI века.
Системы образования Юго-Восточной Азии сталкиваются с серьезными проблемами в подготовке учителей, включая ограниченный доступ к качественной подготовке, недостаточную междисциплинарную интеграцию и нехватку эффективных учебных ресурсов. Устранение этих системных пробелов создает возможность для повышения качества образования в области STEM в регионе для соответствия требованиям быстроменяющегося мира. В ответ на эти вызовы в марте 2023 года была запущена программа подготовки учителей Юго-Восточной Азии (SEA-TEP).
Система образования в области STEM в Казахстане ограничена разрозненным подходом, который дает ученикам слишком мало возможностей преодолеть междисциплинарный разрыв и соединить воедино все предметы, особенно когда они выбирают специализацию в старших классах средней школы. Учителя могут начать решать эту проблему, овладев навыками проведения уроков по STEM-предметам, на которых учащиеся последовательно изучают явления реального мира и выполняют практические задания, которые бы естественным образом пересекались с различными дисциплинами. На программе SEA-TEP учителей обучают разработанным именно для этого методическим подходам, а также поощряют их к участию в профессиональном обучении.
Мероприятия SEA-TEP позволяют внедрить инновационные методы педагогической подготовки для практикующих и начинающих учителей и обеспечить подготовку по STEM-предметам. Эта практика тесно связана с научной рамочной программой по оценке образовательных достижений учащихся Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР PISA 2025.
В программе используются учебные материалы, основанные на научных стандартах нового поколения США (NGSS), а также учитывается местный контекст и подчеркивается важность адаптации STEM-образования к местным условиям. Участников программы учат составлять планы уроков с использованием структуры "утверждение – доказательство – обоснование" и методов моделирования. Такие подходы помогают ученикам выйти за рамки простого запоминания, способствуют развитию научно обоснованного подхода и критического мышления с помощью новых учебных программ, отражающих компетенции программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Д-р Кессара Аморнвутиворн, директор регионального центра SEAMEO STEM-ED, отметила:
"Программа обеспечивает структурированный подход к развитию педагогического образования благодаря сотрудничеству на национальном и региональном уровнях. В программе приняли участие более 120 преподавателей из 24 университетов и институтов повышения квалификации учителей. Затем преподаватели из этих учреждений обучили более 1500 практикующих и начинающих учителей в 214 школах. Программа SEA-TEP расширяет возможности как преподавателей, так и учебных заведений и вносит вклад в повышение стандартов преподавания STEM-предметов в странах-участницах".
Дерек Магнесс, президент Евразийского подразделения компании "Шеврон":
"Ведущая роль Казахстана в подготовке преподавателей STEM-дисциплин через реализацию программы SEA-TEP является свидетельством стратегического партнерства и международного обмена опытом. Мы гордимся поддержкой инициатив, которые расширяют возможности преподавателей и раскрывают потенциал учащихся. Важно отметить, что акцент программы на международном сотрудничестве способствует формированию динамичной системы обучения, когда преподаватели обмениваются передовым опытом, адаптируют международные стандарты к местным условиям и совместно повышают уровень преподавания STEM-предметов в регионе".
В Казахстане обучение сочетает в себе педагогический опыт преподавателей Кокшетауского университета им. Шокана Валиханова, многие из которых являются стипендиатами программы "Болашак" с опытными преподавателями программы Jana Talap. Благодаря активному участию в онлайн профессиональных учебных сообществах учителя обмениваются знаниями, планами уроков, проектами и получают обратную связь от коллег. Кроме того, поскольку SEA-TEP сотрудничает с министерством образования и Национальной академией образования, обучение имеет государственную аккредитацию и учителя получают кредиты для профессиональной сертификации по его завершении. В дополнение к этому образовательный фонд Caravan of Knowledge сыграл ключевую роль в продвижении национальной политики и внес вклад в обсуждение пересмотра национальных образовательных стандартов для развития междисциплинарного подхода к обучению в средней школе и создания государственного реестра сертифицированных преподавателей STEM.
Первый вице-министр просвещения РК Майра Мельдебекова отметила:
"Программа SEA-TEP является примером плодотворного международного сотрудничества и масштабных изменений в области образования. Подобные инициативы позволяют апробировать новые форматы работы с преподавателями, адаптировать и масштабировать лучшие практики на национальном уровне. Модули подготовки учителей, которые включают передовой опыт стран-участниц, способствовали развитию подходов к STEM-образованию среди учителей в Казахстане и трансформации образования в области STEM.
Министерство образования Республики Казахстан выражает искреннюю благодарность нашим стратегическим партнерам за вклад в развитие практических и междисциплинарных подходов к образованию".
Жомарт Карамбаев, заместитель председателя комитета среднего образования МП РК, добавил:
"В Казахстане подготовка учителей начинается в университетах или специализированных учебных заведениях, и все педагоги обязаны пройти экзамен перед тем, как начать преподавание. В первый год работы новоиспеченные учителя получают наставников — опытных коллег, которые оказывают поддержку и помогают им успешно начать карьеру. За последние пять лет заработная плата учителей удвоилась, что отражает серьезную приверженность Казахстана профессии педагога. В условиях глобальных изменений и вызовов цифровой эпохи, таких как интеграция инструментов искусственного интеллекта, мы работаем над укреплением цифровых компетенций учителей и их подготовкой к будущему. Одним из ключевых приоритетов является развитие устойчивых профессиональных сообществ, где педагоги могут делиться опытом и поддерживать друг друга".
После проведения региональной сессии по обмену опытом и анализу программа SEA-TEP находится на заключительном этапе консолидации ключевых идей, обобщении передового опыта и формировании долгосрочных стратегий для устойчивого развития и принятия политики. Успех программы SEA-TEP продолжает служить продвижению высококачественного педагогического образования в области STEM в Юго-Восточной Азии, Казахстане и других странах.