Солнечное побережье Турции перестает быть исключительно туристическим направлением для Казахстана. Власти и инвесторы заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с братским тюркским государством. Так, в феврале между МИД Казахстана и Турции был подписан новый план сотрудничества сроком на два года, который затрагивает ряд стратегических моментов.
В каких секторах экономики Турции сегодня наиболее заметно присутствие казахстанского капитала? Насколько велика доля инвестиций? На эти и другие вопросы ответы искала корреспондент inbusiness.kz.
Казахстанский бизнес перестал быть наблюдателем
Сегодня экономические отношения Астаны и Анкары проходят этап трансформации. Традиционный товарооборот уступает место инвестиционному притоку и финансовой интеграции, налаживается новое взаимодействие между странами. Казахстанский бизнес перестал быть лишь наблюдателем на турецком рынке.
Согласно данным МИД РК, казахстанские компании активно работают и присутствуют во многих секторах.
"Большая часть предприятий специализируется в сфере торговли, далее следуют компании строительного сектора, финансовых услуг, электронной торговли и транспортной отрасли", — подчеркивают в ведомстве.
Особую роль в этом процессе играет развитие "Срединного коридора" (ТМТМ). Хотя детальная разбивка инвестиций в логистику не приводится, транспортная отрасль официально названа одним из приоритетных направлений присутствия казахстанского капитала в Турции.
Как отмечают эксперты МИД РК, рынок финансовых услуг Турции оценивается как один из крупнейших и быстрорастущих в мире, что делает его крайне привлекательным для иностранных финансовых институтов. Компания Freedom Holding уже получила лицензию на создание брокера Freedom Yatırım Menkul Değerler AŞ и в данный момент активно оказывает услуги. В 2025 году группа Kaspi.kz объявила о покупке турецкой "дочки" голландского Rabobank. Ожидается, что сделка будет официально закрыта в 2026 году.
Инвестиционный баланс смещается
На первый взгляд, цифры показывают доминирование турецкого капитала. По данным Нацбанка РК, за период с 2005 года по III квартал 2025 года валовый приток инвестиций из Турции в РК составил 5,86 млрд долларов. Казахстанские же инвесторы вложили в турецкую экономику 2,39 млрд долларов.
Но ситуация все же меняется. По состоянию на 1 октября 2025 года требования Казахстана к Турции составили 2,25 млрд долларов, тогда как обязательства — 1,93 млрд долларов. Таким образом, чистая инвестиционная позиция Казахстана по отношению к Турции сложилась положительной в размере 319 млн долларов. Казахстан становится нетто-кредитором в двусторонних отношениях.
Согласно информации минторговли РК, по итогам 2025 года товарооборот между странами достиг 5,41 млрд долларов, увеличившись на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом экспорт из Казахстана вырос почти на 18%, составив 3,9 млрд долларов.
Ключевыми позициями экспорта стали:
- Медь и катоды – 1,69 млрд долларов (доля 43,2%).
- Нефть сырая – 1,51 млрд долларов (доля 38,6%).
- Алюминий – рост в 6,2 раза, до 160,6 млн долларов.
Импорт из Турции снизился на 9%, до 1,51 млрд долларов, но в нем зафиксирован аномальный рост поставок табачных изделий в 108 раз и сборных строительных конструкций в 14 раз. Так, основными товарами импорта в Казахстан из Турции являются: лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи, – 135,6 млн долларов (с долей 9%), одежда женская текстильная – 41,1 млн долларов (с долей 2,7%), шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, – 41 млн долларов (с долей 2,7%), ковры и напольные покрытия тканые – 36,4 млн долларов (с долей 2,4%), семена подсолнечника – 34,4 млн долларов (с долей 2,3%), нефтепродукты – 33,2 млн долларов (с долей 2,2%), яйца – 28 млн долларов (с долей 1,9%).
Роль Организации тюркских государств: геополитика или экономика?
Заместитель председателя ОТГ Мерей Мукажан уверен, что интеграция носит глубоко практический характер. Под эгидой организации сегодня функционируют 58 механизмов сотрудничества.
Главные инструменты развития – это Тюркский инвестиционный фонд (TIF) с капиталом 600 млн долларов для поддержки МСБ и инноваций, а также соглашение DEPA, после вступления в силу которого ожидается взрывной рост электронной торговли благодаря укреплению доверия к онлайн-транзакциям.
"Все указанные инициативы в рамках ОТГ способствуют интеграции экономик тюркских государств, оказывая положительное влияние на геоэкономические процессы", — резюмирует Мерей Мукажан.
Невзирая на оптимизм, ведомства сохраняют осторожность. Нацбанк РК в ответе на запрос отметил, что пока невозможно предоставить детальную информацию по конкретным инвестиционным проектам из-за особенностей статистической отчетности.
МИД РК в свою очередь напомнил, что вопросы зарубежной деятельности частных компаний не входят в прямую компетенцию министерства, которое фокусируется на привлечении капитала в Казахстан. При этом активное участие в проектах переработки, как, например, рост экспорта полимеров пропилена в 2,4 раза и создание "окна в Европу" через турецкие торговые хабы, остаются главными драйверами для казахстанских инвесторов в 2026 году.
Ранее сообщалось, почему спрос на турецкую недвижимость у казахстанцев продолжает снижаться.
Читайте по теме:
Турция создает замену Байконуру и Байтереку