Казахстан одолжил денег на доступность медицины

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
12773

Мажилис одобрил соглашение о займе в 80 млн долларов у Международного банка реконструкции и развития.

Казахстан одолжил денег на доступность медицины

Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании одобрили проект Закона "О ратификации Соглашения о займе (проект социального медицинского страхования) между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития". 

Как пояснил министр здравоохранения Елжан Биртанов, сумма займа составляет 80 млн долларов, сумма софинансирования со стороны Казахстана – 10 млн долларов. Ставка вознаграждения – 2,3%, срок погашения – 15 лет, включая пятилетний льготный период. Дата завершения займа – 30 июня 2021 года. 

"Основная цель данного проекта – это повысить доступность данной системы. В рамках данного проекта была оказана существенная поддержка в формировании единой национальной системы здравоохранения. Данный проект состоит из трех компонентов: поддержка внедрения национальной системы социального медицинского страхования (14,68 млн долларов), укрепление системы оказания медицинской помощи для поддержки внедрения ОСМС (5,1 млн долларов), управление проектом, мониторинг и оценка информационно-коммуникационной стратегии (9,25 млн долларов), который будет включать информационно-разъяснительную работу с населением", - объяснил глава Минздрава.

За счет средств займа предполагается, что в каждом регионе страны будет создан центр для обучения персонала в соответствии с международной практикой, оснащенный необходимым оборудованием. В рамках усиления скорой неотложной медпомощи будет создан координационный центр транспортной медицины и call-центр по вопросам охраны здоровья, обеспечено обучение единой диспетчерской службы. При этом интеграция служб будет осуществляться на национальном и региональном уровне с привлечением международных экспертов.

Вопрос работы скорой медицинской помощи особо заинтересовал депутатов. Мажилисмен Сергей Симонов специально попросил министра детализировать, как именно будут совершенствовать отечественную службу скорой помощи. Господин Биртанов пояснил: в первую очередь необходимо "снизить показатели смертности путем внедрения международных стандартов оказания этой скорой помощи".

"Это специальные стандарты, предполагается их внедрение в медицинские стандарты в нашей стране, а также массовое обучение работников как скорой медпомощи, так и всех спасательных служб, так и экстренных служб больниц и поликлиник", - пояснил он.

Наряду с этим планируется усиление материально-технического оснащения национального координационного центра экстренной медицинской помощи на базе республиканского центра санитарной авиации.

"Сегодня у нас много служб оказывает скорую помощь, это региональные службы скорой помощи, трассовые медико-спасательные пункты, также медико-спасательные службы МВД, при этом интеграция очень слабая, поэтому предполагается создать постоянно действующий круглосуточный координационный центр, который будет в режиме онлайн отслеживать всю медпомощь при экстренных ситуациях", - сказал глава Минздрава.

"Когда мы говорим "реформирование служб медицинской скорой помощи к международным стандартам", это в первую очередь время прибытия к пациенту, время оказания первой необходимой помощи, время доставки его в стационар, техническая модернизация станций скорой помощи, диспетчерской службы, - вмешался председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Вот это предусматривается что-то? Мы центр создадим, создали центр. В одной Астане мы видим и сердечно-сосудистый (центр), и так далее. А вот что по скорой медицинской помощи в масштабах страны? Предусматривается модернизация наших станций скорой помощи или нет?"

Министр поспешил заверить, что все это предусматривается: в первоочередном порядке онлайн-мониторинг, оснащение GPS-мониторами бригад скорой помощи. Но основная проблема, по его словам, не в GPS.

"Основная проблема с поздним приездом связана, с тем, что у нас машины скорой помощи оттягиваются на звонки, когда не требуется на самом деле экстренная медицинская помощь. Поэтому в рамках проекта будет создан call-центр, единая служба, которая будет взаимодействовать с региональными call-центрами, координировать их деятельность. Смысл в том, чтобы эти звонки передавать на уровень базовых поликлиник и стационаров в регионах. Это позволит снять нагрузку со скорой помощи и обеспечить высвобождение бригад и приезд. По стандартам оснащения сегодня, по количеству транспорта у нас не уступает международным странам на душу населения. По количеству мы хорошо оснащены", - сказал он. 

 

"Вы абсолютно правы, по количеству машин мы сегодня, посмотрите, как ни праздник – аким на площади где-то вручает ключи, об этом шумим громко, - не скрывая недовольства, усмехнулся господин Нигматулин. - Но на деле получается, время пребывания, время оказания первой медпомощи, время доставки все еще далеки от стандартов. Причина в чем? Потому что у нас нет элементарной системы, которую надо внедрить, – GPS в каждом автомобиле. В столице это есть, не знаю, в Алматы есть или нет, но во всех областных центрах надо это делать. Вот здесь, используя такой заем, надо это вводить. Чтобы понимать, какая ближайшая карета скорой помощи, какая специализация должны доехать. Вот к этому надо стремиться. Мы можем много говорить на эту тему. А для простого человека, гражданина нашей страны, важно снять трубку, позвонить, вызвать бригаду скорой помощи, она в кратчайшие сроки должна доехать. Причем приехать та, которая специализируется на тех признаках, по которым был звонок от гражданина. Схема простая, к ней нужно двигаться, понятно?"

Министр поспешил согласно кивнуть. 

В числе поставленных задач предусмотрено и снижение финансовых рисков для населения, вызываемых серьезными проблемами со здоровьем. Мажилисмен Шавхат Утемисов спросил, что подразумевается под этими рисками и какие конкретно мероприятия будут направлены на решение этой задачи?

"Под финансовыми рисками подразумевается неконтролируемый рост личных расходов граждан, - объяснил господин Биртанов. - Сегодня, по данным национальных счетов здравоохранения, у нас личные расходы граждан составляют уже порядка 39% от общих расходов на здравоохранение. При этом ВОЗ рекомендует, чтобы страны не превышали порога 25%. Для мобилизации и контроля этих рисков предполагается два механизма основных. В первую очередь, это те расходы, которые граждане несут на лекарственное обеспечение, – снижать путем расширения бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения в рамках системы медицинского страхования. Второе направление – это те услуги медицинские диагностические, которые население сегодня за свои деньги покупает, их включать в пакет медицинского страхования путем вовлечения частных медицинских клиник в систему медицинского страхования, чтобы они стали поставщиками услуг ОСМС". 

Еще один вопрос, заинтересовавший депутатов, эффективность займа. Аманжан Жамалов спросил, проводится ли оценка эффективности реализации таких проектов, на которые были привлечены ратификационные займы? "Необходимо помнить, что это возвратные средства, за которые расплачивается госбюджет в конечном итоге", - сказал он чиновникам. 

Вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова заверила депутата, что, поскольку все займы после ратификации проходят через республиканский бюджет, на них распространяются "все нормы бюджетного законодательства по мониторингу оценки эффективности бюджетных инвестиционных проектов".

"В данном случае мы говорим об институциональном займе, здесь будет мониторинг вестись по текущим расходам бюджета, и оценка также будет проводиться в соответствии с бюджетным законодательством", - сказала она. В ответ председатель мажилиса предупредил: вполне возможно, что за эффективность уже в скором времени будет отвечать правительство. И отвечать по всей строгости. 

"Вопрос очень важный. Мы уже говорили об оценочной работе по эффективности реализации всех ранее принятых ратификаций. Наверное, эти нормы мы предусмотрим в том числе для правительства, потому что в связи с изменениями конституционных норм теперь полную ответственность за это несет правительство", - сказал он.

Впрочем, несмотря на сомнения, опасения и советы, ратификацию займа мажилисмены одобрили. И передали законопроект на рассмотрение в сенат. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться