Казахстанцам перекрыли последний канал "вывода" пенсионных излишков

Это произошло после массового снятия накоплений на пластические операции.

Казахстанцам перекрыли последний канал "вывода" пенсионных излишков Фото: kazakhstangid.ru

Игра "в кошки-мышки" между регулятором и вкладчиками ЕНПФ, похоже, подходит к своему логическому завершению. 11 декабря Отбасы банк официально объявил о закрытии очередной и, судя по всему, последней массовой лазейки для изъятия пенсионных накоплений — оплаты пластических операций. Решение вступает в силу уже 12 декабря 2025 года, передает inbusiness.kz.

Эпопея с использованием пенсионных излишков на медицинские цели превратилась в наглядную демонстрацию закона сообщающихся сосудов: как только государство перекрывает один канал сомнительного вывода средств, поток заявок моментально перенаправляется в другое русло.

Хроника миграции схем

События последних месяцев развивались по сценарию, который финансисты назвали бы аномальной волатильностью спроса:

  • С 15 сентября был остановлен прием заявок на стоматологические услуги.
  • С 4 декабря под запрет попала оплата офтальмологических услуг.

Реакция рынка оказалась предсказуемой и молниеносной. Лишившись возможности лечить зубы и корректировать зрение за счет накоплений в ЕНПФ, казахстанцы массово озаботились эстетикой. Цель использования пенсионных излишков на "реконструктивные и восстановительные операции (пластические)" внезапно стала самой востребованной.

Статистика, озвученная Отбасы банком, красноречивее любых слов иллюстрирует масштабы происходящего. Если ранее банк фиксировал в среднем вялые 16 обращений в месяц на пластику, то динамика осени-зимы выглядит как вертикальный взлет:

  • сентябрь – 123 заявки (старт запрета на стоматологию);
  • октябрь – 1844 заявки;
  • ноябрь – 3878 заявок.

Апогей наступил в первую декаду декабря. Всего за 8 дней сразу после закрытия "офтальмологической лазейки" было подано 2093 заявки. Это в 130 раз превышает среднемесячные показатели прошлых периодов. Суммарный объем заявок только за эти дни достиг 1,8 млрд тенге.

Позиция оператора: "Мы видим риск нецелевого использования"

В Отбасы банке не скрывают: взрывной рост интереса к пластической хирургии носит искусственный характер. Глава банка Ляззат Ибрагимова выступила с жестким заявлением, подчеркнув, что институт не намерен потворствовать схемам по "обналичке".

"Когда мы заметили резкий всплеск интереса граждан к пластическим операциям, то увидели в этом риск нецелевого использования пенсионных излишков. Поэтому вынуждены остановить прием заявок по этой цели. Под этим предлогом сейчас все чаще средства попросту выводятся из ЕНПФ с помощью посредников. Именно они получают сверхприбыль за счет граждан", – отметила председатель правления Отбасы банка.

Прием новых заявок на портале enpf-otbasy.kz прекращается с 12 декабря 2025 года. Текущие 6294 заявки, находящиеся в работе, обещают рассмотреть в штатном режиме, но "окно возможностей" захлопнулось.

Олжас Худайбергенов: "Излишков на самом деле нет"

Для оценки экономической подоплеки происходящего редакция Inbusiness обратилась к известному казахстанскому экономисту Олжасу Худайбергенову. По мнению эксперта, тактика точечных запретов не просто оправдана, а является запоздалой реакцией на ошибки при внедрении реформы.

Худайбергенов уверен: права вкладчиков не нарушаются, так как сама концепция свободного использования пенсионных денег была искажена лоббистами.

"Изначально предполагалось, что условные "излишки" (на самом деле там нет излишков) должны были направляться только на решение жилищных проблем. Грубо говоря, если сейчас жить негде, то лучше дать возможность использовать накопления. Однако в ходе реформы недобросовестные лоббисты протолкнули идеи расширения перечня статей. К сожалению, мы сейчас расхлебываем последствия. Поэтому надо отменить все эти дополнительные статьи, иначе они становятся способами обналичивания", – категоричен экономист.

На вопрос о том, не расписывается ли регулятор в собственном бессилии наладить контроль, эксперт ответил прагматично: эффективный мониторинг таких услуг технически невозможен.

"Если разрешить все, то придется отслеживать: а действительно ли была операция на зубы, на пластику? Оперативно это делать невозможно. Поэтому процесс неизбежно превращается в мошенническую схему", – поясняет Худайбергенов.

Он напоминает, что идеология реформы опиралась на сингапурскую модель, где средства аккумулируются на жилье и инвестиции, а не на текущее потребление. Эксперт убежден: вместо попыток придумать, как легализовать вывод денег, государству следует сфокусироваться на реформе системы обязательного медицинского страхования (ОСМС).

"Надо в целом отменить практику использования пенсионных накоплений на такие цели. При полной реализации сингапурской модели у всех была бы медстраховка и возможность лечиться в любых медучреждениях Казахстана без ущерба для пенсионного счета", – резюмирует спикер.

Что осталось доступным

После "зачистки" популярных медицинских услуг список доступных опций для использования пенсионных накоплений вернулся к исходным критически важным позициям. Теперь пенсионные излишки можно направить только на:

  • лечение орфанных (редких) заболеваний;
  • радионуклидную и радиойодтерапию;
  • радиохирургическое лечение;
  • протонную терапию;
  • улучшение жилищных условий (покупка жилья, ипотека, пополнение депозита в Отбасы банке).

"Фактор 2026": гонка на опережение

Стоит отметить, что ажиотажный спрос и лихорадочный поиск лазеек (будь то стоматология или пластика) подогреваются не только запретительными мерами оператора, но и изменениями правил игры со стороны самого фонда.

"Масла в огонь" подлила недавняя новость от ЕНПФ о грядущем повышении планки доступности средств. Фонд озвучил пороги минимальной достаточности (ПМД) на 2026 год. ПМД вырастут в среднем на 10%. В ЕНПФ поясняют, что эта коррекция согласуется с текущими и прогнозными значениями инфляции.

Для рядового казахстанца это означает одно: "несгораемая сумма", которая должна оставаться на счету в ЕНПФ, станет еще больше, а доступный к изъятию излишек, соответственно, меньше или исчезнет вовсе. Эта перспектива стала мощным финансовым стимулом, заставившим граждан штурмовать портал enpf-otbasy.kz в попытке вывести средства через любые доступные, пусть даже экзотические медицинские цели, пока "входной билет" не подорожал окончательно.

Очевидно, что эра "пенсионного туризма" по клиникам завершена. Государство недвусмысленно дало понять: ЕНПФ – это не кошелек для текущих расходов, а фонд будущих поколений, и компромиссов в вопросе его сохранности больше не будет.

Читайте по теме:

У части казахстанцев отберут право на досрочную пенсию

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться