Казахстанцы регистрируют компании в Китае для выхода на российские маркетплейсы

1740

Несмотря на единое экономическое пространство, других способов выхода на российский рынок не просматривается.

Казахстанцы регистрируют компании в Китае для выхода на российские маркетплейсы Фото: pixabay.com

Рынок маркетплейсов соседа переживает фазу трансформации: российские селлеры сталкиваются с необходимостью адаптации к новым ценовым условиям, установленным продавцами из КНР и еще из Казахстана,  передает inbusiness.kz. 

Алматинская бизнесвумен Динара Оспан (фамилия изменена по ее просьбе) на российских популярных маркетплейсах реализует то, что больше всего в них продается – товары повседневного спроса, такие как бытовая химия, средства личной гигиены и косметика. 

"У нас уже более 60% всех розничных продаж происходит через онлайн-платформы. С начала года российские "плейсы" дважды поднимали размер комиссии для большинства категорий товаров. Мы итак отдавали от 25–35% от цены продажи. В конце ноября ожидается очередное повышение. Хотя, казалось бы, куда уж дальше... Мне в прошлом году добрые люди подсказали рабочую схему для снижения комиссий – российские маркетплейсы предоставляют большие преференции китайским компаниям. Мы в начале года воспользовались этой схемой. Чтобы пользоваться льготным режимом налогообложения в КНР, мы зарегистрировали юрлицо в зоне свободной торговли", – рассказывает Динара.  

Сложилась интересная конфигурация: на российских площадках она фигурирует как продавец из Китая, но при этом осуществляет доставку товаров непосредственно из Казахстана, элегантно решая вопрос логистики.

Впрочем, как поясняет специалист по бизнес-процессам Алексей Бабсков (Alexey Babskoff), регистрация компании в Китае – очень сложный процесс. После выбора формы и места регистрации необходимо пройти несколько ключевых этапов, которые могут продлится на несколько месяцев: резервирование наименования, получение предварительного одобрения от Управления по рыночному надзору, открытие счета в китайских банках, внесение уставного капитала, оформление лицензии на ведение бизнеса и сертификатов (по требованию), регистрация в налоговой инспекции и прочее.

Потребуется поддержка опытного юриста, специализирующегося на китайском праве и других специалистов, которые помогут грамотно составить учредительные документы, избежать ошибок, которые могут привести к отказу в регистрации. Эти и другие расходы оправданы, если у бизнес-субъекта большие обороты на маркетплейсах.

О подобных схемах на маркетплейсах рассказала на известном YouTube-канале российская предпринимательница (на правах анонимности), которая тоже торгует на маркетплейсах.

"На мою категорию товаров с недавнего времени ОЗОН повысил комиссию до рекордных 42%. Помимо комиссии за продажу, там же расходы на доставку, эквайринг, рекламу. Итого маркетплейс забирает себе порядка 60% от цены продажи. Для ввоза товара в РФ в "белую" необходимо заплатить в России НДС 20% (с нового года 22%) и пошлину 9%. И еще с продажи товара должен заплатить 6% налога на доходы. Что остается российскому предпринимателю? Максимум ноль", – сетует российская предпринимательница.

Сегодня китайские поставщики начинают все более активно заходить на маркетплейсы Ozon и Wildberries. Так они хотят усилить свои позиции на международных рынках.

"Какие условия созданы для китайцев на наших маркетплейсах? Комиссию им сделали 16% против того, что "для своих" 42% на такую же категорию. И они не платят ни пошлин, ни НДС, ни налогов в Россию. Все деньги уходят в Китай. Даже для Казахстана условия на ОЗОН-е выгоднее, чем для россиян. Но им тоже поднимают комиссии. И некоторые мои знакомые из Казахстана пошли открывать бизнес в Китае, чтобы продавать в Россию из Китая. Потому что так гораздо выгоднее", – отмечает российская бизнесвумен.

Сегодня китайские продавцы заполонили российские маркетплейсы – 2025 году каждый третий новый селлер из Китая. По мнению Елены Лучининой, исполнительного директора федерального патентного бюро "Железно", для покупателей появление китайских продавцов на площадках – это рост количества предложений и разнообразие цен. Для местных селлеров – ужесточение конкуренции и столкновение с демпингом.

В декабре прошлого года основательница Wildberries Татьяна Бакальчук сообщила, что маркетплейс начинает работу с производителями и продавцами из Китая. На OZON китайские селлеры появились раньше. До этого китайские предприниматели в основном:

  • выступали в качестве поставщиков для российских селлеров;
  • вели розничную торговлю на российских площадках через представителей бренда.

"Такой вариант не давал им занять выгодные позиции из-за сложностей с логистикой и долгой доставки. Немногие покупатели были готовы ждать товар месяц и более, когда можно легко найти аналог и получить его через пару дней. Сегодня предприниматели из Поднебесной напрямую отгружают товары на склады WB и имеют непосредственный доступ к покупательской аудитории России. Это дает им возможность продавать те же продукты намного быстрее и по низкой цене", – сообщает Лучинина.

Как пишет Bfm.ru, российские селлеры на маркетплейсах массово жалуются на демпинг продавцов из КНР. Китайские селлеры не платят налоги и пошлины, а также пользуются легальной схемой не платить НДС, что позволяет им демпинговать на маркетплейсах, получая конкурентное преимущество по сравнению с российскими продавцами. 

"Когда речь идет о массовых продажах, а это тысячи и десятки тысяч заказов в неделю, то китайский продавец собирает их на своей территории, загружает в контейнер и везет в Россию. При этом на российской таможне каждая единица товара из контейнера оформляется на конкретного покупателя. А значит, не уплачивается НДС. Таможенная пошлина, как правило, тоже не взимается, так как в основном массово продается ширпотреб. Обычно стоимость единицы такого товара меньше 200 евро, а масса меньше 31 килограмма. То есть ниже порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования", – указывает российский портал "Бизнес ФМ".

Сама модель трансграничной интернет-торговли, или, как ее еще называют, cross-border, оставляет мало шансов российским продавцам, если они торгуют китайским ширпотребом, который можно заказать дешевле из Китая. Но скоро это изменится, уверен гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов.

"Доступ непосредственно к кроссбордер-модели в течение длительного периода стимулировался регуляторами в том числе для сдерживания инфляции в РФ. Но наличие доступа международных продавцов к российскому рынку по модели кроссбордер является достаточно опасным фактором непосредственно для местных производителей. Начиная со следующего года в рамках законодательных поправок все покупки товаров из-за рубежа будут дополнительно облагаться НДС, что в целом существенно выровняет условия, и в ближайшее время поэтапно кроссбордер-модель будет сворачиваться", – говорит Алдухов.

Читайте по теме:

Маркетплейсы доминируют на рынке e-commerce Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться