Казахстанцы стали больше тратить на продукты

12669

На долю продуктов питания приходится треть от общего объема розничной торговли. И этот показатель растет.

Казахстанцы стали больше тратить на продукты Фото: Максим Морозов

Сколько миллиардов тенге казахстанцы за месяц потратили на еду – в материале Inbusiness.kz.

Казахстанские торговые предприятия неудачно начали 2021 год. По итогам января объем розничной торговли по республике составил 789,4 млрд тенге. И это далеко не лучший показатель:

  • По сравнению с началом 2020-го показатель снизился на 4,6%.
  • По сравнению с декабрем 2020-го объем сделок просел более чем на 46%.
  • Снижение объема в начале года отмечается впервые с 2016 года: тогда показатель год к году снизился на 7,3%.

Всеобщее падение

Снижение объема розничной торговли относительно января 2020 года отмечается во всех регионах Казахстана. Сильнее всего показатели снизились в Северо-Казахстанской и Акмолинской областях: тут продажи упали на 8,9% и 8,8% соответственно. Меньше всего снижение почувствовали предприятия Мангистауской области – "недобор" до уровня предыдущего года составил тут 0,2%. В Алматинской и Восточно-Казахстанской областях снижение составило 0,6%.

Наибольший объем розничных сделок сохраняется в Алматы – на долю мегаполиса приходится почти треть (32,3%) всей розничной торговли республики. В январе 2021 года объем совершенных сделок составил 255,3 млрд тенге (-7,3% относительно уровня предыдущего года). На втором месте – Нур-Султан, где за месяц продано товаров на 87,3 млрд тенге (-2,2%). Наименьшие показатели традиционно в Туркестанской области – всего 10 млрд тенге. Немногим более – 14,2 млрд – составил объем розничной торговли в Мангистауской области.

Экономия на непродовольственных товарах

Снижение объема розничной торговли во многом происходит из-за сокращения спроса на непродовольственные товары. По итогам января объем продаж составил 525,3 млрд тенге, что на 7,2% меньше уровня предыдущего года. При этом на долю непродовольственных товаров приходится две трети от общего объема продаж. Стоит отметить, что снижение спроса на непродовольственные товары является уже достаточно устойчивым трендом. В частности, по итогам 2020 года объем сделок сократился на 10,1%. Это можно считать следствием негативных последствий коронавируса: к непродовольственным товарам в том числе относятся и товары длительного пользования (включая автомобили и бытовую технику). И снижение спроса на них может рассматриваться как один из показателей снижения благосостояния общества.

Единственным регионом республики, где спрос на непродовольственные товары растет, является Нур-Султан. В январе 2021-го объем сделок в столице составил 55 млрд тенге, что на 7,4% выше уровня предыдущего года. Наиболее сильное снижение спроса происходит в Карагандинской области, где объемы сделок просели на 16%.

На еду стали тратить больше

На продовольственных товарах казахстанцы не экономят. По сравнению с январем 2020 года объем реализованной продукции вырос на 1%. Показатель небольшой, но и такой рост на фоне общего падения является высоким. Кроме того, розничная торговля растет быстрее инфляции, что говорит о реальном росте потребления продовольственных товаров. Общий объем сделок составил 264 млрд тенге.

Рост отмечается в восьми из 17 регионов республики. В Алматинской области за год спрос на продукты вырос более чем на четверть (+25,3%), схожие темпы в Костанайской области (+23,5%). В Северо-Казахстанской области траты на продовольственные товары, наоборот, просели на 21,7%. В Павлодарской области розничная торговля снизилась на 19,6%, Акмолинской области – на 17,4%, Нур-Султане – на 16,5%.

Больше всего тратят на продовольственные товары жители Алматы: в январе 2021 года объем сделок составил 67,6 млрд тенге. Далее идут Карагандинская область (33,9 млрд) и Нур-Султан (32,3 млрд тенге). В Туркестанской области траты на продовольствие лишь немногим превысили 2,8 млрд тенге.

Единственным регионом республики, жители которого тратят на еду больше, чем на непродовольственные товары, является Актюбинская область, здесь доля продовольствия составляет 57,9%. Наименьшая доля – в Шымкенте, где непродовольственные товары обеспечивают более трех четвертей всей розничной торговли.

Малый бизнес теряет клиентов

Почти две трети общего объема розничной торговли в Казахстане обеспечивают малые предприятия. В январе общий объем проданных ими товаров составил 510,3 млрд тенге, или 64,6% от общего объема сделок.  Однако по сравнению с предыдущим годом важность немного снизилась:

  • Общий объем розничной торговли малыми предприятиями сократился на 14,5 млрд тенге. Снижение произошло в 12 регионах республики, включая Нур-Султан, Алматы и Карагандинскую область – регионы с наибольшими объемами торговли в целом.
  • Доля малых предприятий снизилась с 68,1% на 3,5 п.п. Подобная динамика отмечается в 15 из 17 регионов республики. Исключения – Жамбылская и Актюбинская области.

Объем сделок средними предприятиями торговли вырос на 17 млрд тенге (или 23%), крупными – на 16,4 млрд тенге (или 9,5%). Доля средних предприятий в общем объеме розницы выросла во всех регионах, кроме Жамбылской области, а крупных – в 11 из 17 регионов:

  • Наибольший объем роста сделок, осуществленный крупными сетями, отмечается в Нур-Султане (+4,6 млрд тенге) и Алматы (+6,9 млрд тенге).
  • В Алматинской области крупные предприятия обеспечивают 49% всей розницы. В Восточно-Казахстанской и Кызылординской областях на их долю приходится 7,7% сделок.
  • Наиболее высокая доля средних предприятий – в Мангистауской области – 28,2%. В Восточно-Казахстанской доля составляет всего 4,2%.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться