Казахстанская логистика должна развиваться по принципу 5 "С"

7684

Транспортная логистика Казахстана развивается со скоростью черепахи, зато запросы у неё львиные.

Казахстанская логистика должна развиваться по принципу 5 "С"

Транспортная логистика Казахстана развивается со скоростью черепахи, зато запросы у неё львиные.

В Казахстанском научно исследовательском институте железнодорожного транспорта (КазНИИ ЖТ) подсчитали насколько вырос транспортный потенциал Казахстана за последние 4 года, и сравнили его с мировыми показателями.

Так, в Ирландии доля транспортной логистики в национальном ВВП составляет 14,2%, в Сингапуре - 13,9%, в Гонконге - 13,7%, а в Германии - 13%. Меж тем в Казахстане этот показатель с 2011 года по 2014 вырос всего на 1,2%, то есть с 5,5% до 6,7%.

"Мы даже не достигли среднего уровня по миру, не говоря уже о развитых странах. Хотя на самом деле транспортный потенциал Казахстана намного выше", - серчает заместитель директора КазНИИТЖ Нурлан Темирболат.

Представитель научной среды видит причину такого недоразвития в больших логистических издержках, которые часто могут достигать до 20% от стоимости конечной продукции. По мнению Нурлана Темирболата виной этому изношенность транспортной инфраструктуры Казахстана, и неэффективности многих логистических операций из-за использования устаревших технологий.

В случае, если вся устаревшая технология будет обновлена, как говорится в госпрограмме "Нурлы Жол", произойдёт удешевление стоимости логистических услуг, что обеспечит грузоперевозчиков многомиллионными заказами. А это и есть транспортный потенциал страны.

Кроме этого, в январе 2014 года была принята госпрограмма развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года, которая призвана сформировать современную транспортную инфраструктуру в Казахстане, обеспечить интеграцию в международную транспортную систему, и реализовать кредитный потенциал страны.

"Впервые за время независимости страны перед транспортной отраслью были поставлены конкретные целевые показатели на среднесрочный период. Это объём перевозки грузов всеми видами транспорта, энное количество перевезённых пассажиров, грузооборот в миллиардах пассажирокилометров. Видно, что рост с 2010 по 2014 год идёт. В 2015году в связи с кризисом возможно особого роста не будет. Но к 2016-2017 году поставлены конкретные показатели, которые требуется осуществить, совершив тем самым быстрый рывок в развитии транспортной отрасли Казахстана",- объясняет представитель КазНИИТЖ.

По его мнению, сегодня, когда мир разделяет 600 межгосударственных грани, развить транспортный потенциал не так уж и трудно, так как идёт огромный спрос на транзитные услуги. Сегодня транзитный потенциал Казахстана, к примеру, оценивается от 2 до 2,5 миллиарда долларов. Тогда как реально республика получает всего 800 миллионов долларов.

Как заметил Нурлан Темирболат, Казахстан сейчас осваивает потоки регионального транзита между Россией и Центральной Азией, а также Китаем и Центральной Азией. А вот транзит между странами Юго-Восточной Азией и Россией, Юго-Востоком и Европы до сих пор не освоен. Кроме этого, весь транзит идёт в Казахстан из соседних стран. А это значит, что Казахстан находясь в треугольнике между Россией, Китаем, и Центральной Азией, пропускает через себя неизбежный транзит. То есть эти грузы просто не могут нас обойти. 

"В последние годы меняется проводимая в стране транзитная политика, ставится задача превращения Казахстана  из страны, зависящей от транзита, в страну транзитёра, который будет притягивать, и организовывать транзит", - заявляет заместитель директора КазНИИТЖ.

То есть потенциал нерегионального транзита от дальних стран огромен, и его нужно развивать. Учитывая быстрорастущие объёмы торговли между Европой и Китаем, которые в 2014 году превысили 615 миллиардов долларов сделать это будет не трудно. Более того, по прогнозам экспертов, к 2020 году товарооборот между Европой и Китаем, и вовсе, достигнет 780 миллиардов долларов, а объём грузов увеличится до 170 миллион тонн.

"Сейчас перед всеми нами стоит задача перетянуть грузы, которые идут морским путём к маршруту сухопутному. В связи с участием в перевозке более трёх стран возникают некоторые сложности. К примеру, пересечение множества границ, усложнение оформления документов с участием многих стран, сложность расчёта тарифов, его удорожание. Назрела необходимость гармонизации нормативных составляющих перевозок, и документаций, которые создают дополнительные преграды. Морские пути почти не испытывают этих недостатков. Но несмотря на все сложности, у сухопутных грузоперевозок есть одно большое преимущество – увеличения скорости в три раза по сравнению с морскими путями", - отмечает Нурлан Темирболат.

Кроме того, перед транспортной отраслью Казахстана на сегодня стоят такие задачи, как удвоение общего транзита к 2020 году до показателя 37 миллионов тонн. На данный момент по показателям 2012-2013 года Казахстан, как оказалось, находится в районе 18 миллионов тонн. По мнению представителя науки, эта задача очень амбициозная, и требует от всех видов транспорта большой работы

В первую очередь, по его мнению, государство сейчас должно направлять средства на международные коридоры. Кроме этого, необходимо создать объединённую транспортную логистическую компанию, которая будет единым логистическим оператором в этих трёх странах, и будет управлять транзитными потоками. Должна быть координация, и объединение усилий в привлечении грузов между странами таможенного союза. Но самое главное, это повышение качества логистического сервиса по принципу 5 "С" -  сервис, скорость, стоимость, стабильность, и сохранность.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться