Казахстанские бизнесмены понесли убытки на 170 млрд тенге

Казахстанские бизнесмены понесли убытки на 170 млрд тенге

19:10 02 Октябрь 2021 5159

Казахстанские бизнесмены понесли убытки на 170 млрд тенге

Автор:

Таисия Колевид

Глава МИД Мухтар Тлеуберди объяснил почему почти 5 тысяч товарных контейнеров простаивают на границе с Китаем.  

Транзитные грузы перевозятся без простоя, а для отечественных компаний не хватает фитинговых платформ, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Кто платит за простой?

Сложная ситуация на границе стала поводом для депутатского запроса в МИД. Ответ из ведомства обнадежил: меры принимаются. Но вопросы после ответа остались.

По сути транзит "Китай-Европа" в приоритете, а отечественные импортеры вынуждены искать другие пути доставки.

В своем запросе депутаты заявили, что ссылаясь на сложную эпидемиологическую ситуацию, китайская сторона приостановила железнодорожные рейсы в Казахстан через переходы Хоргос-Алтынколь и Алашанькоу-Достык. В результате чего на границе с Китаем простаивает более 5 тысяч товарных контейнеров. И если раньше срок поставки составлял около 25 дней, то сейчас эти сроки срываются до неопределенности.

В тоже время в 4-5 раз увеличилась стоимость ж/д перевозки одного контейнера из КНР до РК, а автоперевозки в 5-6 раз. По предварительным данным, на текущий момент казахстанский бизнес уже понес убытки на 170 млрд. тенге.

По информации Масложирового союза Казахстана из-за карантинных ограничений полностью остановлен транзит китайской стороной с порта Циндао. На сегодняшний день в порту находятся контейнеры с пищевым сырьем, прибывшие туда для транзита в Казахстан еще в апреле 2021 года.

Аналогичная ситуация и у других экспедиторских компаний. Сложившаяся ситуация остро влияет как на дефицит сырья для отечественных производителей, так и на вывод из оборота значительных денежных средств, так как товар оплачен, но не доставлен.

Производители вынуждены дополнительно брать кредиты для закупа сырья взамен застрявшего в Китае, а это отражается на себестоимости продукции и конечной стоимости для потребителя.

"Все эти издержки можно было бы отнести на ситуацию с пандемией и связанного с этим ограничением транзита, но парадокс в том, что транзит с Китая ограничен именно для Казахстана. Несмотря на то, что приостановлены железнодорожные рейсы в Казахстан, в то же время, из того же Китая в Европу через Казахстан – транзит открыт. Более того, грузопоток по железной дороге из Китая в Европу значительно растет. Для идущих в Европу контейнеров ж/д платформы на вышеуказанных погранпереходах предоставляются в первую очередь, а контейнеры для казахстанских грузовладельцев вынуждены простаивать месяцами", - отмечают депутаты.

По их словам, сложилась парадоксальная ситуация, когда импортеры вынуждены заказывать доставку грузов в объезд территории РК, т.е. перевозку морем до портов Европы из КНР, далее - доставка авто или ж/д по территории России и Европы, или же использовать мультимодальные маршруты через территорию Ирана, через Каспий или Среднюю Азию. И уже оттуда - доставлять товар в Казахстан. Который, к слову, занимая важную роль в транспортном коридоре "Китай-Европа", является непосредственным участником транзита и при этом вынужден обрекать своих предпринимателей на такие мытарства в доставке товаров из приграничного Китая.

Объективные причины

На запрос депутатов глава МИД Мухтар Тлеуберди, заявил, что имеется четыре причины, влияющие на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок по направлению КНР-РК. Первая и одна из самых главных - это приоритетность для Китая европейского направления поставок в ущерб регионам Центральной Азии и Кавказа, а также России.

Вторая - обязательства РК в рамках семистороннего соглашения об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении "Китай – Европа" от 2017 года. В соответствии с договоренностями, железнодорожные контейнеры по маршруту "Китай-Европа-Китай" проходят в приоритетном порядке.

Третья - с 10 июля по 9 сентября действовал запрет на погрузку одиночных контейнеров, вагонов двигающиеся через ст. "Хоргос" и "Алашанькоу", кроме контейнерных поездов "Китай-Европа".

И четвертая причина заключается в нехватке фитинговых железнодорожных платформ в Казахстане, которые предназначены для перевозки контейнеров с грузами из КНР.

"В настоящее время на территории станции "Алтынколь" скопилось более 4 000 контейнеров с грузами из Китая, которые ожидают дальнейшего отправления в Казахстан и другие страны. Скопление контейнеров связано с нехваткой фитинговых железнодорожных платформ (железнодорожные тележки для перевозки контейнеров) на казахстанской части. На станции "Достык" находится 206 контейнеров, которые уже выпущены таможенным органом РК, однако не приняты к перевозке", - отметил глава МИД.

В тоже время по информации АО НК "КТЖ" нехватка фитинговых платформ связана с несколькими факторами. Среди них медленный возврат платформ АО НК "КТЖ" из Европы из-за наводнений в Германии и их последствий. А также увеличение грузопотока из КНР железнодорожным транспортом из-за уменьшения перевозок грузов автомобильным транспортом.

Движение есть

"В настоящее время Посольством РК в КНР совместно с диппредставительствами соседних с КНР стран прорабатывается возможность коллективного обращения к руководству МИД КНР и других ведомств Китая для скорейшего возобновления грузоперевозок. МИД РК на постоянной основе оказывает содействие казахстанским компаниям по доставке в Казахстан застрявшего в Китае груза. По состоянию на 25 сентября решен вопрос отправки в РК 230 контейнеров", - пояснил Мухтар Тлеуберди.

По данным ведомства, в результате проведенной работы с китайской стороной возобновлена работа казахстанско-китайского автомобильного пункта пропуска "Бахты-Покиту" и "Майкапчагай-Зимунай". Но в тоже время сегодня со значительными ограничениями функционируют пункты пропуска "Нур жолы-Хоргос", "Бахты-Покиту", "Алаколь-Алашанькоу".

В свою очередь китайская сторона заявила, что для возобновления функционирования пункта пропуска "Калжат-Дулаты" требуется строительство на территории КНР дополнительной инфраструктуры в виде площадок отцепки/прицепки, оборудования и сооружений для проведения дезинфекции, зала таможенного досмотра и др. Народное правительство СУАР ведет соответствующие строительные работы на указанных объектах.

"Для заезда на территорию КНР через пункт пропуска "Нур жолы-Хоргос" в электронной очереди ожидают около 4 тыс. порожних автотранспортных средств (АТС). Кахстанские грузовые автомашины (тягачи) для въезда на нейтральную зону регистрируются на сайте "GoCargo.kz" и ожидают своей очереди. Далее тягачи заезжают на нейтральную зону и забирают готовые тележки с грузом от китайской стороны", - сообщили в МИД.

До периода пандемии через "Нур жолы-Хоргос" ежедневно проезжало от 200-300 грузовых автомашин. Сегодня же, по данным КГД МФ РК, через функционирующие автомобильные пункты пропуска "Нур-Жолы" - "Хоргос" ежедневно перемещается 80-90 тягочей, "Алаколь" - "Алашанькоу" - 50-60, "Бахты" - "Покиту" -50.

В случае стабилизации эпидемиологической ситуации китайская сторона готова принимать через "Нур жолы-Хоргос" до 150 АТС в день начиная с ноября 2021 года.

В МИДе также пообещали, что в рамках своей компетенции будут продолжать переговорный процесс с китайской стороной по увеличению объемов грузоперевозок через пункты пропуска на границе РК и КНР.

Таисия Колевид, Костанай


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

pticefabriki-prosyat-pomoch-im-s-kormami

kak-skandal-v-frs-i-vozmozhnyj-defolt-v-ssha-vliyayut-na-rynok-akcij

vernutsya-k-soglasovaniyu-naruzhnoj-reklamy-predlagaet-mne

o-chem-govorili-tokaev-i-putin-vo-vremya-onlajn-konferencii

energoperehod-potrebuet-adresnyh-mer-tarifnoj-socpodderzhki

загрузка

×