Казахстанский бизнес нуждается в рабочих специалистах

4100

​Качество кадров напрямую влияет на успех бизнеса.

Казахстанский бизнес нуждается в рабочих специалистах

О том, что бизнес более нуждается в сотрудниках рабочих специальностей, то есть выпускниках колледжей, нежели в сотрудниках с высшим образованием, директор Палаты предпринимателей Актюбинской области Дана Бекбауова сообщила в ходе панельной сессии Республиканского августовского форума педагогов "Рынок труда и профессиональное образование: новые возможности", передает inbusiness.kz.

Дефицит кадров на рынке

Согласно данным НПП "Атамекен", в области зарегистрировано 80 тыс. предприятий МСБ, из них работают только 72 тыс. 18% составляет доля валового национального продукта. НПП "Атамекен" ставит перед собой задачу повысить долю до 23% до конца 2022 года.

"Успех любого бизнес-проекта зависит от качества кадров. Нужны специалисты, которые смогли бы работать на новом предприятии, использующие инновационные технологии. Зачастую не хватает не только инженерно-технических работников, но и квалифицированных рабочих. Анализ кадров показывает, что бизнес сейчас остро нуждается в трактористах, швеях, технологах, электромонтерах, агрономах, строителях, сантехниках, ветеринарах", – сказала Дана Бекбауова.

По ее словам, потребность в кадрах по уровню образования в среднем распределяется так: 27% – с высшим образованием, 56% – средним специальным и 17% вакансий не требует образования.

"Делая вывод, можно сказать, что экономика Казахстана в большей степени нуждается в квалифицированных рабочих, то есть выпускниках колледжей, нежели сотрудниках с высшим образованием", – прокомментировала она.

Как отметила Дана Бекбауова, работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. По ее словам, основная задача технического профессионального образования – давать сильные практические навыки. Но часто они отстают от реальных потребностей бизнеса. В связи с этим направление дуального обучения входит в число приоритетов деятельности НПП "Атамекен". Работодатели также активно вовлекаются в процесс подготовки кадров.

"НПП "Атамекен" проводит постоянную работу над расширением диапазона участников дорожной карты, вовлечения большего числа предприятий (…). Бизнес готов, нам нужны высококвалифицированные кадры, чтобы наши бизнес-проекты успешно реализовались и мы могли применять новые технологии, с которыми можем конкурировать на мировом рынке", – сказала Дана Бекбауова.

Основные задачи образования

Директор департамента ТиПО министерства просвещения РК Насымжан Оспанова во время выступления определила основные задачи на следующий учебный год. Она отметила, что главный оценщик работы колледжей  это бизнес.

"Рынок от нас ждет развития качественного образования. Основная задача современного технического профессионального образования в контексте формирования модели современного выпускника на рынке труда с учетом современных запросов  трансформация содержания образовательных программ", – считает Насымжан Оспанова.

По ее словам, рынок не удовлетворен выпускниками технического профессионального образования. Из-за этого с его стороны много нареканий. Для уменьшения претензий со стороны рынка в минувшем году департамент ТиПО проделал работу по внедрению в колледжи академической политики. Ее важная составляющая – это ответственность колледжей за разработку образовательных программ.

"Этот момент необходимо помнить. Сегодня педагоги колледжей в тесном сотрудничестве с работодателями определяют содержание программ на соответствие профессиональным стандартам и региональным особенностям. Также учитывается мнение бизнеса о том, какие именно умения и навыки необходимы для овладения конкретной специальностью.  Академическая свобода – это не вседозволенность, а прежде всего взаимодействие и учет мнения работодателей. Это разработка образовательных программ, которые нацелены на результат обучения", – пояснила спикер.

Следующий шаг в академической самостоятельности, который отметила Насымжан Оспанова, – это введение реестра качественных образовательных программ. На сегодня около 4000 образовательных программ проходят экспертизу, чтобы войти в этот реестр.

Насымжан Оспанова добавила, что с учетом развития экономики региона будут внедряться новые профессии и квалификации. Колледжи смогут самостоятельно определять начало и конец учебного года. Все больше предложений по этому поводу приходит от рынка труда.

"Следующий момент – это создание результатов обучения. Этим будет заниматься Talap. Это как "лего" для помощи педагогам при разработке образовательных программ и составлении определенных результатов обучения. Нужно обратить внимание на задачу по лицензированию. Это будет нашей третьей попыткой войти в закон. Лицензию необходимо получать по специальности, а не по квалификации", – прокомментировала спикер.

Большая работа предстоит по созданию учебников, методических пособий на государственном языке. Еще одно из важных направлений – охват профессиональным техническим образованием всех желающих по востребованным специальностям. Упрощен прием в колледжи для студентов с особыми образовательными потребностями. Чтобы поступить, им достаточно пройти собеседование.

"За два года пандемия коронавируса внесла свои серьезные коррективы во все аспекты человеческой жизни, и прежде всего  подготовку кадров. Здесь необходимо обратить внимание на готовность IT-инфраструктуры колледжей, их информационных систем к предстоящему учебному году. Нужно отметить дефицит человеческого капитала на всех уровнях: региональном, отраслевом и корпоративном. Поэтому интеграция систем по поиску кадров с информационными системами колледжей станет решением для удовлетворения кадрового голода в IT-отрасли", – сообщила она.

Насымжан Оспанова добавила, что по поручению главы государства зарплата педагогов повысится в 2 раза. Она отметила важность дальнейшего формирования пула экспертов из числа лучших педагогов. Ведь качество подготовки и содержания учебного заведения напрямую зависит от руководителя учебного заведения.

"Важно сказать о дуальном обучении. Ряд инициатив по нему уже реализован. Сегодня порядка 6 тыс. студентов охвачены дуальным обучением. В этом году мы выпустили 17 тыс. выпускников по дуальному обучению, 11 тыс. трудоустроены. На руках они должны иметь документ, подтверждающий трудовой стаж. Наставники оплачиваются. Это все предусмотрено в методике подушевого финансирования", – объяснила спикер.

Что касается целевой поддержки и финансовой устойчивости колледжей, то было решено предоставлять услуги и товары на платной основе. Ведь чем больше колледж, тем больше затрат и внимания со стороны бюджета.

"Это возможность правильно и эффективно использовать бюджетные средства. Мы заканчиваем работу по изменениям норматива подушевого финансирования, увеличению стоимости госзаказа. Сегодня она будет у нас увеличена в 2 раза. Самое главное, чтобы министерство финансов поддержало нас в этом. В 2023 году с января мы с вами проходим аттестацию. Ваша задача  написать заявление, чтобы с сентября вы могли пройти эту аттестацию. Это главная задача", – сказала Насымжан Оспанова.

В работе сессии Республиканского августовского форума педагогов приняли участие более 1300 человек, в их числе педагоги, работодатели, руководители организаций образования, представители неправительственных организаций, министерства просвещения, управлений образования, НПП РК "Атамекен", НАО Talap и другие.

Мария Галушко