Казахстанское масло может зайти на традиционные рынки Евросоюза?

3732

При этом наша продукция прочно утвердились на одном из центральноазиатских рынков.

Казахстанское масло может зайти на традиционные рынки Евросоюза? Фото: inbusiness.kz

Минувшее десятилетие для мирового производства подсолнечного масла было продуктивным. Еще бы: с 2015 до 2020 года сфера жила в состоянии постоянного роста. Однако далее отрасль немного потрепало. Отчего – расскажем в новом обзоре inbusiness.kz.

Мировой баланс подсолнечного масла, если ориентироваться на данные USDA, в период с 2015 по 2025 год ознаменован непрерывным подъемом производства, импорта и экспорта. Потребление немного подкосило в период с 2019-2020 по 2021-2022 маркетинговые сезоны. Разберем по какой причине.

В принципе, первые 5 лет у маслозаводов на планете дела шли нормально. Прирост к 2020-му по отношению к 2015-му составил по производству 37,7%, экспорт продукции возрос на 64,6%, а импорт – на 60,4%. Потребление масла тоже стабильно шло в плюс, достигнув подъема на 25,5%. Однако маркетинговый год-2020/2021 обернулся для отрасли кризисом. По планете, а именно ключевым регионам-производителям семечки, прогулялась засуха. Речь о России и Украине. Кроме того, свое слово сказали ограничения из-за коронавируса и дальнейшие принятые политические меры. В итоге по отношению к предыдущему маркетинговому году, производство завалилось сразу на 10,4%. Экспорт рухнул на 16,3%, импорт – на 17,3%. Естественно, в таких условиях ушло в минус и потребление. Правда, ненамного – на 3,5%.

В итоге, с сезона-2021/2022 по сезон-2023/2024 глобальная маслопереработка включилась в режим восстановления объемов. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в том числе как раз-таки в указанных выше странах-производителях, процесс проходил достаточно успешно. Производство удалось поднять на 12,4%, экспорт – на 36,7%, импорт – на 42,7%. Потребление тоже подросло: плюс 19,6%.

И вот сезон 2024/2025. И ситуация повторилась вновь. Мировой урожай подсолнечника сократился – опять же из-за засухи и неблагоприятных погодных условий в принципе. Экспертам пришлось вновь констатировать снижение: производство упало на 9,3%, экспорт – на 14,7%, импорт – на 15,2%. Потребление скатилось на 9,9%.

Какие прогнозы. В том же USDA считают, что маркетинговый сезон 2025/2026 может оказаться следующим: в сезон одного только подсолнечника произведут 55,3 млн тонн. Это больше, чем в 2024/2025 маркетинговом году. Тогда показатели составляли 52,4 млн тонн. Производство растительных масел, если сравнивать сезоны, тоже должно пойти в плюс. По подсолнечному это 6,2%, с 20,1 млн до 21,3.

Здесь, тем не менее, тоже не без проблем. Прогноз урожайности аналитики USDA в общем понизили. Смутила их стоявшая в южных регионах Украины засушливая и жаркая погода, которая могла повлиять на качество зерновки. Балканы тоже пережили такие погодные катаклизмы, что отправило в минус прогноз по урожайности подсолнечника в Европейском союзе. Понижение составило 6%, до 1,88 т/га. Это, конечно, дает основания полагать, что зависимость от импортного масла в Европе нарастет.

Между тем снижение переработки подсолнечника в Украине и Европейском союзе частично компенсируется ростом оборотов в России и у нас – в Казахстане. Предполагается, что дополнительные объемы подсолнечного масла и шрота, в том числе казахстанских, пойдут на экспорт, подменив, хоть и не на полную, снизивших обороты ЕС и Украину.

Уже сегодня Казахстан входит в топ-3 поставщиков подсолнечного шрота в страны Европейского союза, а также в топ-10 мировых экспортеров подсолнечного масла и занимает 8-е место по итогам 2023-2024 годов. В текущем году, по оценке Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, республика поднимется еще на две строчки и займет шестое место в мире.

Кроме того, на рынке Центральной Азии казахстанские маслозаводы уже прочно закрепились. Подтверждением этого стало подписание 20 октября в Ташкенте в рамках торгово-экономической миссии с участием министерств торговли и интеграции РК и инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана меморандума о сотрудничестве между Национальной ассоциацией переработчиков масличных культур и одной из крупных узбекских компаний. Она, согласно договору, планирует закупить казахстанскую масложировую продукцию на 60 млн долларов в течение года. Отметим, что из заключенных там соглашений это самый большой вклад в нашу экономику: 82% от суммы всех контрактов, подписанных на встрече.

"Узбекистан входит в пятерку импортеров казахстанской масложировой продукции. В сезоне-2024/2025 из Казахстана в Узбекистан было реализовано растительных масел и высокобелковых кормов (шрот/жмых) на сумму 349 миллионов долларов США (+82% к предыдущему сезону). По данным ассоциации, Казахстан укрепил позиции лидера по экспорту растительных масел и продуктов переработки масличных культур в страны Средней Азии. В 2024 году республика стала основным поставщиком этой продукции в Узбекистан и Таджикистан, сместив с лидирующих позиций Россию. Доля казахстанского масла на рынке Узбекистана достигла 65% (в 2017 году — 13%), в Таджикистане — 74% (против 15% в 2017 году). Кроме того, Казахстан полностью обеспечивает страны региона подсолнечным шротом и жмыхом — важными компонентами в производстве кормов для птицеводства и животноводства", – рассказали в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.

И добавляют: казахстанская масложировая продукция востребована на мировом рынке и обладает значительным экспортным потенциалом. Продукция поставляется более чем в 20 стран. Основная цель — войти в топ-3 мировых экспортеров подсолнечного масла. На сегодня объемы экспорта подсолнечного масла из РК уже в 1,5 раза превышают совокупный импорт стран Центральной Азии, и, если такая необходимость возникнет, мы вполне способны полностью нужды данного рынка закрыть.

Читайте по теме:

Казахстан готов стать ключевым поставщиком масла в Центральной Азии

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться