В казахстанском сегменте социальных сетей разгорелись жаркие споры: импортеры и будущие владельцы электрокаров бьют тревогу. Причиной стало сообщение о том, что льготный ввоз электромобилей в Казахстан якобы завершился 14 октября. На фоне этого слуха, распространившегося в мессенджерах, многие предположили, что теперь машины, ввезенные или находящиеся в пути, обойдутся на десятки процентов дороже.
Корреспондент inbusiness.kz разбирался, что же на самом деле произошло и как это отразится на кошельках тех, кто планировал ввезти электрокар.
Использована квота, а не отменены льготы
Комитет государственных доходов (КГД) на официальный запрос inbusiness.kz пояснил, что в 2025 году Казахстан получил квоту на ввоз 15 тысяч электромобилей без уплаты ввозной таможенной пошлины. По состоянию на 15 октября эта квота была полностью использована. То есть льгота по-прежнему действует, но ее объем для текущего года исчерпан. Именно поэтому импортеры, которые не успели ввезти свои машины до этого момента, вынуждены платить пошлину.
"В соответствии с действующим таможенным законодательством при подаче декларации на товары декларант самостоятельно выбирает применяемую ставку ввозной таможенной пошлины", – отметили в ведомстве.
Для кода ТН ВЭД 8703 80 000 2 установлены следующие ставки:
Ставка единого таможенного тарифа ЕАЭС:
- таможенный сбор – 6 МРП;
- НДС – 12%;
- ввозная пошлина – 15% от таможенной стоимости.
Ставка, применяемая в рамках обязательств Казахстана перед ВТО:
- таможенный сбор – 6 МРП;
- НДС – 12%.
Это не стало неожиданностью для тех, кто следил за ситуацией: еще в конце сентября КГД предупреждал, что 87% лимита уже использовано. Тогда было ввезено свыше 13 тысяч электромобилей.
Новые правила с 2026 года
Также КГД напомнил, что льготный период в целом заканчивается 31 декабря 2025 года. С 1 января 2026 года правила ввоза электромобилей изменятся кардинально. Для физических лиц будут два основных варианта таможенного оформления, и ни один из них не будет беспошлинным.
По единому таможенному тарифу ЕАЭС придется платить 15% ввозной пошлины и 16% НДС, что вызовет удорожание автомобиля на 31%.
По сниженным ставкам ВТО ввозная пошлина составит 0%, но НДС в размере 16% все равно придется уплатить. Важно помнить, что электромобили, ввезенные по этой ставке, нельзя будет вывозить или продавать в другие страны ЕАЭС.
Таким образом, паника в соцсетях оказалась частично оправданной: льготный ввоз на текущий год действительно завершился. Но не из-за отмены льгот, а из-за того, что казахстанцы активно воспользовались предоставленной возможностью и выбрали всю квоту. А вот 2026 год, судя по всему, станет новым этапом для рынка электрокаров в стране.
Читайте по теме:
Казахстан ждет ценовой шок на авто