"КазАвтоЖол" не пересмотрел кабальный договор системы взимания платы за проезд

3468

Об этом сообщили в компании на официальный запрос Inbusiness.kz. Общая сумма договора на 11 лет выливается бюджету в 138,7 млрд тенге.

"КазАвтоЖол" не пересмотрел кабальный договор системы взимания платы за проезд Фото: Максим Морозов

Напомним, в 2019 году между "КазАвтоЖолом" и консорциумом в составе ТОО COMPUTER VISION TECHNOLOGIES, ТОО "Темиржол Жондеу" и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD был заключен договор сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения. Общая сумма договора составила 138,7 млрд тенге без учета НДС, которая состоит из стоимости капработ в размере 25,6 млрд тенге и стоимости услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге. Возмещение инвестиций планируется осуществлять только за счет средств, поступающих от взимания платы с ведением учета по каждому участку.

В 2021 году "КазАвтоЖол" сообщал, что совместно с консорциумом проводятся обсуждения по пересмотру условий заключенного договора. Однако, как говорится в ответе на запрос, пришедшем вчера, 19 мая, "внесение изменений в инвестиционный договор в данное время не планируется". Как проинформировали в компании, сумма по обслуживанию системы взимания платы за 2021 год составила 434,7 млн тенге. Сборы по всем участкам за прошедший год достигли 8,2 млрд тенге.

В то же время в 2021 году "КазАвтоЖол" закупил услуги оценки структуры капитальных и операционных затрат инвестора ТОО Computer Vision Technologies. Как сообщалось в техспецификации, отчет об оценке должен определить справедливую стоимость объектов оценки при помощи методов затратного, сравнительного и доходного подходов либо приведение обоснования отказа от применения отдельных подходов и т. д. Но, как следует из ответа дорожного оператора, этого до сих пор не сделано.

"В настоящее время в данной части ведутся работы", – говорится в ответе.

Напомним, в настоящее время дорожный оператор относится к министерству индустрии.

Безусловно, открытым остается вопрос стоимости обслуживания, ведь согласно договору "не исключается возможная пролонгация сроков по взаимной договоренности обеих сторон". В аудиторском отчете за 2020 год указывалось, что "в случае недостаточности средств от взимания платы для осуществления платежа по возмещению инвестиций недостающая сумма переносится на последующий период и выплачивается при достаточности средств".

Таким образом, в любом случае компания должна будет оплатить 138,7 млрд тенге в течение 11 лет, или 12 млрд тенге в год. В 2020 году сумма от сбора платных дорог составила 5,7 млрд тенге, в 2021 году – 8,2 млрд тенге. Как мы видим, это гораздо меньше ежегодного сервисного обслуживания. В случае его полной ежегодной уплаты теряется смысл введения платных дорог, когда за систему оплаты требуется платить больше, чем составляет сбор от проезда платных дорог. Но, видимо, это не беспокоит руководство "КазАвтоЖола", "не планирующего вносить изменения в инвестиционный договор".

Майра Медеубаева