Батумский морской порт (БМП), которым управляет "КазТрансОйл" (КТО) через "дочку" – Батумский нефтяной терминал (БНТ), снизил свои доначисленные налоговые обязательства в Грузии. Такая информация была опубликована в отчетности нефтепроводного оператора за третий квартал этого года, передает inbusiness.kz.
По данным отчета, в 2015 году служба доходов минфина Грузии после налоговых проверок батумского порта за 2010-2014 годы доначислила налоги и штрафы в размере 7289 тысяч грузинских лари, или примерно 1,5 млрд тенге. Благодаря проведенным в 2015-2020 годах обжалованиям решений грузинских налоговиков сумма доначисленных претензий снизилась примерно до 5915 тысяч грузинских лари, или 1,2 млрд тенге. БМП продолжил оспаривать решения службы доходов, в итоге в декабре 2024 года решением Верховного суда Грузии кассационная жалоба порта была частично удовлетворена в части обложения НДС услуг по перегрузке грузов на экспорт.
"Руководство БМП, основываясь на анализе местного налогового законодательства и текущей практики по аналогичным налоговым разбирательствам, в период с 2016 по 2024 год признало обязательства по уплате налогов на сумму 4807 тысяч грузинских лари (эквивалентно 980 миллионам тенге), в том числе резервы по уплате налогов на сумму 3851 тысяча грузинских лари (эквивалентно 785 миллионам тенге), и оплатило в период с 2016 по 2020 год в счет данного обязательства 4655 тысяч лари в бюджет Грузии. Оставшаяся сумма в размере 1108 тысяч грузинских лари (эквивалентно 226 миллионам тенге) не признана в качестве дополнительных обязательств в связи с тем, что на основании вышеуказанного решения Верховного суда Грузии руководство ожидает перерасчет налоговых начислений, который не будет превышать сумму признанных БМП налоговых обязательств", – говорится в отчетности.
В октябре батумский порт получил требование относительно пересчета налоговых начислений, на основании которого сумма обязательства была снижена до 4517 тысяч грузинских лари, или 921 млн тенге, что соответствует начисленной сумме на конец периода, указывается в финансовом документе.
"Данные налоговые претензии были исторические в прошлые периоды, и это занимало определенное время для прохождения в судах Грузии. По данной информации мы также представим текущий статус и дальнейшие шаги", – пообещал замгендиректора по экономике и финансам "КазТрансОйла" Амиржан Оспанов в ходе дня инвестора нацкомпании на площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE), отвечая на вопрос inbusiness.kz.
К слову, как писал ранее inbusiness.kz, вопросы по налогам возникали у структур "КазМунайГаза" и в Румынии.
Напомним, на днях прошло сообщение о задержании сотрудников Батумского нефтяного терминала, в том числе казахстанских топ-менеджеров, из-за якобы незаконной перевалки более 10 тыс. тонн незадекларированной сырой нефти. Так что Грузия является достаточно проблемной юрисдикцией для "КазТрансОйла". К примеру, в 2021 году, по данным отчетности нефтепроводного оператора за тот год, батумский нефтяной терминал также получал претензии от грузинских налоговиков за 2018-2021 годы с доначислением налогов. До этого у "дочки" КТО возникали судебные разбирательства с бизнес-контрагентами и железной дорогой в Грузии.
В целом БНТ выполняет условия по объемам перевалки нефти через батумский порт согласно соглашению о доверительном управлении морской гаванью, заключенному с грузинским правительством, указывается в отчете за третий квартал.
"В соответствии с Соглашением о доверительном управлении БМП между БНТ и правительством Грузии, последнее имеет право на расторжение указанного соглашения, в случае если БМП последовательно в течение 2 лет не сможет выполнить свои обязательства по минимальному объему перевалки в 4 миллиона тонн в год. Кроме того, в случае если объем перевалки составит менее 6 миллиона тонн ежегодно, то БНТ обязан заплатить штрафы в соответствии с условиями соглашения. По мнению руководства группы, по состоянию на 30 сентября 2025 года БМП не был подвержен риску расторжения указанного соглашения со стороны правительства Грузии, так как фактические объемы перевалки через БМП за 9 месяцев 2025 года составили 5,5 миллиона тонн (за 9 месяцев 2024 год: 5 миллионов тонн). БНТ ожидает выполнить свои обязательства по объему перевалки 6 миллионов тонн до конца года", – констатируется в документе.
Не исключено, что с растущими рисками ограничений транспортировки казахстанской нефти через Новороссийск по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) батумская перевалка получит еще большую значимость, хотя ранее и заявлялось о возможности использования грузинского порта Супса.
Долгая тяжба
Кроме налоговых вопросов в отчетности КТО за третий квартал, обращает свое внимание тяжба с подрядчиком дочерней компании "СЗТК "МунайТас", где "КазТрансОйл" владеет контролирующей долей в 51%, остальная часть акций принадлежит китайской CNPC Exploration and Development Company Ltd. Как известно, это СП было образовано в 2011 году для строительства и эксплуатации нефтепровода Кенкияк – Атырау.
"3 февраля 2025 года подрядчик обратился в суд с иском о взыскании с "МунайТас" понесенных подрядчиком дополнительных затрат в период строительных работ по увеличению пропускной способности трубопровода в 2020-2022 годах. По оценке подрядчика, сумма невозмещенных расходов составила 7,9 миллиарда тенге. Руководство "Мунайтас" не согласно с иском, так как дополнительные работы не были согласованы с "Мунайтас" и не подтверждены документально. По условиям контракта подрядчик не должен был выполнять дополнительные работы без согласования с "МунайТас". Специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС. – Прим.) города Алматы 15 сентября 2025 года вынес решение в пользу подрядчика, согласно которому иск подрядчика удовлетворяется в полном объеме и "Мунайтас" обязан выплатить подрядчику расходы в размере 7,9 миллиарда тенге (доля компании: 4,03 миллиарда тенге), а также возместить расходы по госпошлине", – сообщается в отчете.
В ноябре "МунайТас" подал апелляцию на решение СМЭС, однако компания и группа оценивают вероятность удовлетворения требований подрядчика как среднюю, при этом какие-либо резервы по этому разбирательству не учтены в отчетности.
"По данном вопросу мы дополнительно сообщим по текущему статусу и дальнейшим нашим мероприятиям", – также пообещал Амиржан Оспанов в ходе дня инвестора "КазТрансОйла", отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, выплатит ли компания расходы подрядчику в случае, если апелляция не будет удовлетворена, или же обратится в Верховный суд.
В 2023 году inbusiness.kz писал о том, что "дочка" "КазТрансОйла" получила досудебную претензию от подрядчика на 8,6 млрд тенге. Напомним, в мае "МунайТас" были повышены тарифы на транспортировку нефти по магистральному трубопроводу Кенкияк – Атырау на внутренний рынок.
Рост тарифов и вознаграждения
Интересно, что на фоне вышеназванных потенциальных денежных расходов руководство нефтепроводного оператора значительно увеличило себе выплаты, более чем вдвое.
"Общая сумма вознаграждений, начисленных ключевому управленческому персоналу, за девятимесячный период, закончившийся 30 сентября 2025 года, составила 564 451 тысячу тенге (за девятимесячный период, закончившийся 30 сентября 2024 года: 238 768 тысяч тенге)", – указывается в отчетности.
Отметим, что с начала 2026 года внутренние тарифы "КазТрансОйла" на перекачку нефти по Казахстану, которые учитываются в цене бензина в размере примерно до 3%, будут повышены на 38%.
Читайте по теме:
Qazaq Oil прокомментировала инцидент со смешением топлива на АЗС в селе Достык