Парадокс нищеты: пока численность казахстанцев с критически низкими доходами неуклонно растет (увеличившись за последние годы с 4,3% до 5,2%), доступ к АСП становится все более ограниченным. Получается, что нуждающихся становится больше, а помощи – меньше. Статистика не сходится с реальностью.
По данным министерства труда и социальной защиты населения, ровно два года назад, 1 октября 2023 года, адресная социальная помощь (АСП) оказана 107,8 тыс. семьям и 565,7 тыс. человек. На выплату АСП было выделено 65,7 млрд тенге, передает inbusiness.kz.
1 октября 2024 года данный вид соцпомощи был назначен 73,4 тыс. семьям и 389,1 тыс. человек. В прошлом году на эти цели из бюджета направлено 55,9 млрд тенге.
По состоянию на 1 октября 2025 года АСП получили всего 51 тыс. семей, в составе которых проживало 274,4 тыс. человек. Им оказана помощь на сумму всего лишь 24,6 млрд. тенге. То есть в среднем на человека приходилось 89,6 тыс. тенге в год (не ежемесячно!), передает inbusiness.kz.
Кроме того, участковые комиссии отказали в назначении АСП еще 31 614 семьям, или 161 285 человек, обратившимся за помощью к государству.
Дело тут не в отсутствии денег – они-то как раз есть. Парламентом страны в текущем году в республиканском бюджете на АСП предусмотрено 98,4 млрд тенге. Ведомство освоило лишь четверть. Куда будут потрачены оставшиеся неосвоенные миллиарды, министерство не сообщило.
"Основная цель адресной социальной помощи – выведение семьи из сложной жизненной ситуации посредством осуществления поддержки в виде денежных выплат и вовлечения в активные меры содействия занятости трудоспособных членов семьи", – кратко прокомментировали в министерстве. Однако не уточняется, сколько семей фактически вырвались из кризисного тупика и бедности благодаря этой помощи.
Согласно Социальному кодексу, АСП предусматривает следующее:
- Ежеквартальное назначение социальной помощи гражданам, доход которых не превышает черты бедности.
- Предоставление ежемесячной дополнительной выплаты детям из малообеспеченных семей в возрасте от 1 до 6 лет включительно в размере 1,5 МРП на каждого ребенка. На 1 октября т. г. дополнительная выплата назначена 84,6 тыс. детей дошкольного возраста из числа получателей АСП (для сравнения – на 1 октября 2023 год допвыплата была назначена 174,3 тыс. детей).
- Содействие занятости путем трудоустройства, предоставления грантов семьям, мотивированным на открытие собственного дела, направления на курсы повышения квалификации (при необходимости) и другие.
Минтруда намерено в следующем году еще больше сократить количество получателей АСП. Это будет достигнуто за счет резкого ужесточения требований к получателям помощи.
С этой целью команда министра Светланы Жакуповой разработала консультативный документ регуляторной политики к законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Социальный кодекс РК по вопросам обязательного социального страхования и социального обеспечения".
В документе действующий подход к назначению адресной соцпомощи признается устаревшим и несовершенным. Это связано, во-первых, с тем, что он не в полной мере учитывает реальные доходы и, главное, расходы граждан. При новом подходе покупка членами нуждающейся семьи iPhone, ноутбука, дорогого телевизора или холодильника может стать основанием для отказа в назначении АСП.
Во-вторых, министерство установило "недостаточную адресность оказания адресной социальной помощи". Выявлено, что АСП иногда получают случайные люди, в то время как действительно нуждающиеся ее не получают.
"Текущий подход к назначению адресной социальной помощи основан преимущественно на доходах граждан. Несмотря на учет доходов при назначении АСП, в действующей системе не предусмотрен полноценный анализ обязательных расходов граждан, что снижает эффективность и адресность предоставляемой поддержки", – заявили в минтруда.
МТСЗН выявил следующие слабые места действующего механизма предоставления адресной соцпомощи:
- Данные о доходах получателей недостаточно прозрачны: используется неполная информация из государственных баз, что не позволяет точно оценить нуждаемость и приводит к принятию ошибочных решений, как в сторону отказа, так и необоснованного назначения.
- Расходы домохозяйства игнорируются: при определении права на получение АСП не учитываются расходы на лечение, аренду жилья, ремонт автомобиля и обучение детей.
- Дополнительные доходы остаются скрытыми: некоторые семьи намеренно занижают свои доходы для получения помощи, а ценное имущество регистрируют на других лиц.
- Межведомственная интеграция для обмена данными пока не налажена в полном объеме: отсутствует автоматизированный обмен информацией между госорганами, например, налоговыми, медицинскими учреждениями.
Допустим, если члены семьи-претендента скрытно получают дополнительный доход и тратят эти деньги для получения косметической, стоматологической или иной дорогостоящей, платной медпомощи, налоговые органы и минтруда узнают об этом.
Пока же было высказано предположение, что все вышеперечисленное затрудняет объективную оценку ситуации семьи, обратившейся за помощью к государству.
Поэтому в соответствии с поручениями главы государства, данными на расширенных заседаниях правительства 7 февраля 2024 года и 28 января 2025 года, и задачами, поставленными в его послании в сентябре, теперь власти переориентируют соцпомощь только на тех казахстанцев, которые действительно нуждаются в помощи.
С этой целью кабмин приступил к "принятию мер по совершенствованию механизма предоставления социальной помощи населению с учетом определения совокупных доходов и расходов реально нуждающихся граждан".
По данным автоматизированной информационной системы "Социальная помощь" минтруда, в Казахстане выявлены нарушения при назначении АСП 9533 семьям, или 50 669 лицам. Из них недостоверные сведения предоставили 3131 семья, или 16 105 человек. Сокрытие доходов допустили 420 семей, или 2463 чел.
Местные акиматы и участковые комиссии отказались от проведения обследования материального положения 5982 семей, или 32 101 человека, то есть не стали посещать их дома и фотографировать их имущество внутри и снаружи дома, а также их скот. Без этого назначение социальной помощи теперь не допускается.
"Зачастую при проведении обследования материального положения семьи выявляются факты материального благополучия семьи и отсутствия нуждаемости в назначении АСП. Так, по решению участковой комиссии в назначении АСП отказано 31 614 семьям, или 161 285 лицам. Таким образом, декларируемые "низкие" доходы не соответствуют реальному материальному положению семьи", – подчеркнули представители минтруда.
Уже сейчас у чиновников слишком много оснований для отказа от назначения АСП, но таких поводов станет еще больше. Учитывая, что "претенденты на получение АСП предоставляют недостоверные сведения", минтруда предлагает критерии нуждаемости усилить и дополнить новыми параметрами учета доходов и имущества.
"Учет как реальных доходов, так и реальных расходов граждан позволит более точно определять уровень их нуждаемости. Это обеспечит получение АСП исключительно нуждающимся гражданам. Только при наличии доступа к сведениям о движении денежных средств на банковских счетах граждан возможно сформировать достоверную картину их финансового положения", – уверены в министерстве.
Таким образом, движение денег на банковских счетах и мобильные переводы каждого члена семьи, претендующего на адресную социальную помощь, от школьников до пенсионеров, будут тщательно проверяться.
Если расходы членов семьи превышают их доход и они не смогут подтвердить "законность происхождения данных средств", это также может стать основанием для отказа в назначении АСП. Ведь комиссия в данном случае, скорее всего, признает наличие у семьи скрытых источников дохода.
По данным бюро национальной статистики, доля населения Казахстана, считающегося крайне бедным, то есть чей доход ниже прожиточного минимума, увеличилась с 4,3% в 2019 году до 5,2% в 2023 году. По итогам 2024 года она снизилась лишь незначительно, на уровне статистической погрешности – до 5%.
К тому же следует учитывать увеличение численности населения в этот период. К примеру, в 2019 году численность населения Казахстана превысила 18 миллионов 400 тысяч человек. 4,3% из них – это 791 200 человек.
А в декабре 2024 года число казахстанцев достигло 20 миллионов 286 тысяч. Из них 5% эквивалентно 1 млн 14,3 тыс. человек. Соответственно, даже по официальной статистике, число крайне бедных казахстанцев уже больше миллиона.
Аналитики мониторингового агентства Ranking обратили внимание, что АСП – это "одно из самых маленьких пособий". В 2024 году среднемесячный размер АСП по различным регионам составил всего от 6 тыс. до 10,6 тыс. тенге. В условиях высоких цен этих денег не хватит, чтобы хотя бы один раз сходить в магазин за продуктами.
"И этой суммы точно недостаточно для того, чтобы прожить месяц человеку без работы. Можно ли отнести это пособие по бедности к способам обогащения? Если это так, логично было бы видеть в статистике резкое сокращение показателей этой самой бедности. Однако, как показывают данные БНС, с 2019 по 2024 год доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, не уменьшилась, а даже выросла. То есть радикально и в лучшую сторону ситуация с бедностью за последние несколько лет в Казахстане не поменялась", – пришли к выводу эксперты Ranking.
Читайте по теме:
Кредиты в Казахстане станут недоступными: что изменится с апреля 2026 года