Коммунальный коллапс в Костанае: ревизоры бьют тревогу

2493

​Власти региона нерационально используют возможности коммунальных предприятий.

Коммунальный коллапс в Костанае: ревизоры бьют тревогу Фото: Евгения Ермакова

Выводы о неэффективном управлении коммунальным имуществом сделали в ревизионной комиссии Костанайской области, сообщает inbusiness.kz.

В отчете за 2024 год сказано, что проблем в этой области несколько. С одной стороны, это недочеты в бухгалтерских отчетах, в целом некачественно составленные документы, а также дефицит кадров, в том числе в отделах ЖКХ районов и городов. Суммарно это приводит к тому, что управление коммунальными предприятиями вызывает вопросы в части эффективности.

Недолет по людям

"Анализ кадровой политики показал, что на коммунальных предприятиях существует проблема обеспечения организаций квалифицированным персоналом. Коэффициент обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами в ГКП "Костанай-Су" составляет 79%, или 548 работников при потребности в 694 работниках. Наибольшая доля вакансий приходится на производственный персонал. Основными причинами текучести кадров являются низкие заработные платы и недостаток на рынке труда специалистов с соответствующим образованием", – отметил председатель ревизионной комиссии по Костанайской области Дмитрий Костюков.

Проблема касается всех коммунальных предприятий региона. Особо сложное положение у сельских ГКП. Все водоканалы испытывают сложности с поиском персонала. На эту проблему накладывается вопрос износа сетей в отдельных районах и городах. Хотя в районах фиксировали аварии и на относительно новых объектах. И в качестве причин указывали на недочеты в обслуживании оборудования.

В крупных коммунальных предприятиях признают, что с повышением зарплаты в 2024 году ситуация немного стабилизировалась, однако на фоне повсеместного дефицита рабочих рук проблема не решена. Потому в заявках на повышение тарифа или заявках на утверждение долгосрочных тарифов по-прежнему просят роста доходов сотрудников.

В коммунальных предприятиях говорят о том, что увеличение фонда заработной платы, особенно узких и дефицитных специалистов, обязательно. Но практика Костанайской области утверждения тарифных смет показывает, что департамент комитета по регулированию естественных монополий никогда не утверждает заявку в полном объеме. Примеров множество, включая все тарифы на воду, тепло, электричество. В отдельных случаях коммунальные компании получают и вовсе компенсирующий тариф.

"Анализ тарифных смет показал несовершенство нормативной базы в области ценообразования регулируемых услуг. Применяемая ценовая политика не обеспечивает обоснованность и прозрачность регулирования тарифов, что не позволяет предприятиям покрывать затраты на производство, рассчитывать на получение прибыли для дальнейшего развития", – считают в ревизионной комиссии Костанайской области.

В противовес ревизорам антимонопольщики подчеркивают, что прибыль коммунальные предприятия, живущие исключительно на деньги тарифа, получать не должны. Таков закон. Все средства, что предприятия получают сверх планируемого объема, должны быть направлены на реализацию инвестиционной программы либо приводить к введению компенсирующих тарифов.

И пожары тушат

Недостаточность средств на решение кадровых вопросов и ремонты приводит к тому, что отвлечение даже малой их части на решение сторонних задач усугубляет и без того непростую ситуацию. На это также обратили внимание в ревизионной комиссии. Реальность такова, что акиматы по-прежнему привлекают часть коммунальных предприятий для решения непрофильных задач. В число подобных, по мнению ревизоров, входит помощь водоканалов пожарным и спасателям. Ревизоры отмечают, что это неверный подход и неэффективное использование коммунального имущества.

"В связи со слабым материально-техническим оснащением допускаются случаи привлечения сторонних организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе государственных предприятий тепло- и водоснабжения. При этом производится возмещение только затрат ГСМ. Не возмещаются затраты по заработной плате, начисление доплат за работу в ночное время, выходные дни, сверхурочные, износ оборудования и машин, запасные части и так далее. Это приводит к отвлечению спецтехники от основной деятельности и к убыточности предприятий", – отметил Дмитрий Костюков.

В акимате Костаная на вопрос корреспондента inbusiness.kz ответили, что коммунальные предприятия к тушению пожаров практически не привлекают.

"По каждому поводу коммунальные предприятия не привлекают. Но, когда горели дома у реки Тобол в 2022 году, во время паводка 2024 года, мы задействовали все службы. Но не на каждый пожар", – отметил аким Костаная Марат Жундубаев.

В ДЧС Костанайской области подтвердили, что есть специальный план привлечения сил и средств для ликвидации ЧС, в том числе подготовки к паводку и ликвидации его последствий. Это прописано в законе. Однако на деле оказывается, что подобные обязательства заставляют коммунальные службы тратить ресурсы не на исполнение своих непосредственных обязанностей по обеспечению бесперебойной подачи воды и тепла.

Что же касается недофинансирования спасателей, то в Костанае нет и половины пожарных депо, что положены по нормативу. Та же проблема в Рудном. Как подтвердили корреспонденту inbusiness.kz, денег в этом году на строительство подобных объектов регион пока не получил.

Специалисты отмечают, что полноценное финансирование именно службы ЧС позволило бы снизить нагрузку на коммунальные предприятия и повысило бы эффективность мер по предупреждению и ликвидации ЧС. Но насколько, никто пока не озвучивает.

Доплатить из бюджета

Ежегодно из бюджета выделяют средства на фондирование коммунальных предприятий. ГКП запрашивают деньги сами, чтобы расплатиться с долгами. Один из таких примеров можно привести по погашению долга ТОО "Южэлектросервис" за поставку электроэнергии в размере 333 млн тенге за счет резерва местного акимата.

В 2024 году из бюджета Костанайской области выделили порядка 2 млрд тенге на погашение кредита ГКП "Костанайская теплоэнергетическая компания" перед ЕБРР. Причина та же – долговая нагрузка усугубляла финансовое положение компании. Выходов на тот момент было два: повысить тариф или выделить средства из бюджета. Выбрали второй.

Случаи не единичные. Такие решения во многом принимают для сохранения стабильного функционирования коммунальных предприятий.

Есть и другая сторона медали, когда на счетах коммунальных предприятий остаются бюджетные деньги, которые переходят остатками на следующий год. В ревизионной комиссии Костанайской области считают такое расходование, вернее нерасходование, бюджетных средств нецелесообразным.

"Есть факты, когда при предоставлении бюджетных инвестиций МИО и коммунальные предприятия не обеспечивают эффективность их использования ввиду неполного освоения средств. Но средства не перераспределяют на другие проекты. Так, на контрольном счете наличности "Костанай-Су" остаток неосвоенных бюджетных инвестиций на конец 2023 года составлял 4,1 млрд тенге", – отметили в ревизионной комиссии Костанайской области.

В акимате Костаная на эту претензию возразили, что реализация проекта действительно затянулась. Речь о реконструкции очистных сооружений второго подъема городского водоканала. Деньги республиканские. Если бы их вернули, то реализация и  без того сложного объекта еще больше бы затянулась, если вообще была бы завершена.

В случае с эффективной работой коммунальных предприятий эксперты разделяются во мнениях. Кто-то считает, что сложившийся десятилетиями принцип взаимодействия коммунальщиков и экстренных служб нормален. Тем более что он закреплен на законодательном уровне. Другие говорят, что необходимо либо платить людям за непрофильную работу, либо прекратить порочную практику затыкания дыр за счет "подшефных" предприятий.

Читайте по теме:

В Казахстане началась монополизация сбора коммунальных платежей

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться