Костанайцы заявили о росте себестоимости своего картофеля

8698

Селекционеры настаивают на внедрении местных сортов картофеля, крестьяне при этом говорят о незаинтересованности вкладывать в науку.

Костанайцы заявили о росте себестоимости своего картофеля

На фоне практически неизменных цен на картофель последние годы себестоимость продукции, по словам костанайских картофелеводов, значительно выросла. Однако поднимать цены они не могут – станут неконкурентоспособными против узбекских, кыргызских и российских поставщиков. Росту себестоимости способствуют несколько факторов: угроза постановки на учет по НДС, восстановление 610 тыс. га поливных земель по поручению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и отсутствие семян местной селекции.

В первом случае под уплату НДС с 1 января 2018 года попадут практически все костанайские картофелеводы. По словам руководителей овощеводческих хозяйств региона, в числе первых те, у кого посевные площади достигают 30 га.

"Мы посчитали у себя. Сейчас сидим на едином земельном налоге. Но с 1 января 2018 года начнем платить налоги по общеустановленным правилам. Даже с учетом льгот у нас объем выплат вырастет в два раза. А это удорожание себестоимости нашей продукции на 10%", – говорит руководитель КХ "Терра" Владимир Семейкин.

Обещания снизить для сельхозтоваропроизводителей НДС до четырех процентов пока не реализованы. В то же время г-н Семейкин говорит, что еще в прошлом году многие костанайские картофелеводы сработали в убыток из-за падения цены.

"В России такая норма не вводится, а значит, себестоимость останется на уровне. Еще надо учесть, что в РФ картофель не орошают. У них себестоимость значительно ниже нашей еще и поэтому. Из 18 лет, что мы работаем, 15 россияне присутствуют на рынке. Прибавьте к этому то, что вокруг нас 600 тыс. га за пять лет восстановят. На них будут выращивать: картофель, овощи и корма. Встанет вопрос о выживании костанайских огородников", - говорит Владимир Семейкин.

Опять мимо
Костанайские овощеводы поднимают вопрос перед управлением сельского хозяйства о том, почему региона нет в списках. По информации министерства сельского хозяйства, озвученной в марте, вводить в оборот орошаемые земли будут в 11 областях республики. Работы планируют провести в рамках программы развития АПК на 2017-2020 годы.

Планируется в ближайшие пять лет восстановить ирригационные системы земель регулярного орошения на площади 610 тыс. га. Этот объем уже распределен по областям: в Алматинской области восстановят 127 тыс. га, ЮКО – 99 тыс. га, ВКО – 92 тыс. га, ЗКО – 40 тыс. га, СКО – 28 тыс. га, в Жамбылской области – 86 тыс. га, Павлодарской – 30 тыс. га, Актюбинской – 29 тыс. га, Кызылординской – 29 тыс. га, Карагандинской – 28 тыс. га, и Атырауской области – 22 тыс. га. В программу не вошли лишь Костанайская и Мангистауская области.

А в Костанайской области последние годы предприятия сами вкладывают в орошение. К примеру, по словам Владимира Семейкина, КХ "Терра" в 2014 и 2015 годах закупало и устанавливало необходимое оборудование, вот только недосмотр в правилах до сих пор не дает получить инвестиционные субсидии, предусмотренные на реализацию подобных проектов. Правила требовали с крестьян проектно-сметную документацию на сборно-разборную систему орошения. А ее не разрабатывают для таких проектов. В минувшем году недочет убрали, костанайцы вновь собрали документы. Ждут решения.

Овощеводы области говорят, что за все годы оказания помощи государством самым эффективным оказался инструмент субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в банках второго уровня. Многие сельхозники им воспользовались, построив хранилища, закупив оборудование, технику. А вот другие инструменты поддержки, по словам овощеводов и картофелеводов региона, особо "не прочувствовали".

Даешь элиту
Со стороны костанайских же селекционеров звучат претензии уже в адрес овощеводов, что не пользуются плодами их разработок. К примеру, известный в Костанайской области и среди специалистов кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Удовицкий создал 35 сортов картофеля, у которых нет массового внедрения.

"Нужно понимать, если мы посадим 10-15 га элиты, то не получим никакой прибыли. Прибыль будет, когда наша элита "шагнет" на большие площади. Ему дай 30 тонн элиты. А где я их возьму? Никто не хочет возиться с малыми объемами. Специалисты все разбежались. У нас (Костанайский НИИ сельского хозяйства - прим. автора) слаба материально-техническая база. А со следующего года, наверное, вообще прекратят финансирование, потому что нет внедрения", - говорит он.

Однако овощеводы говорят, что им нужны именно большие объемы семенного казахстанского картофеля, чтобы сеять сразу в промышленных масштабах. Ведь деньги, взятые на посевную, нужно отдать за год. Нет времени разводить из одной тонны десять. И тут Андрею Удовицкому уже возразить нечего. По его словам, материально-техническое обеспечение НИИ сегодня не позволяет выращивать такие объемы элиты, хотя наработки есть. Селекционер признает, что часть работы проводит не в институте, а на собственном приусадебном участке. Если нужны полевые испытания, то обращается к тому же Владимиру Семейкину с просьбой воспользоваться его поливными метрами.

Одни специалисты предлагают обратиться на сельскохозяйственный факультет Костанайского университета им. Ахмета Байтурсынова, который в последние годы несколько подтянул маттехбазу. Однако и здесь необходимой селекционеру лаборатории пока нет. Другие высказывают мнение, что необходимо работать с другими научными институтами Казахстана.

"Мы же не враги себе. Обеими руками за. Надо сделать так, чтобы эти сорта были внедрены в Казахстане. Они дешевле, по продуктивности те же, что и зарубежные. Но почему у нас здесь есть немецкие и голландские сорта? Потому что они (представители компаний – прим. автора) приезжают к нам и предлагают бесплатно мешками семена для пробы. Наши же, алматинские селекционеры (Казахский научно-исследовательский институт картофелеводства и овощеводства – прим. автора), только купить предлагают. Даже говорят, по нашей области есть менеджер, но мы его никогда и не видели", - говорит Владимир Семейкин.

Крестьянин добавляет, что хозяйства не могут вкладывать в науку и ждать 10 лет, пока будет выведен необходимый сорт. Предприятия свою долю вносят, покупая элитные семена картофеля.

Крестьяне, селекционеры и специалисты госорганов региона схожи в одном: области необходим свой элитхоз, который возьмет на себя подготовку элитных семян картофеля. Ведь сегодня, по сути, хозяйства вкладывают деньги в зарубежную науку. Но свести овощеводческие хозяйства с поливными полями и селекционеров с отечественными сортами картофеля не получается. А учитывая осложняющуюся ситуацию с налогами, ростом конкуренции, желающих идти в "огородники" все меньше. Ведь стоимость установки системы орошения на 1 га уже достигает 1 млн тенге. Не каждое хозяйство способно вложить такие средства в одночасье, тем более что практика получения инвестсубсидий от государства пока не отлажена. Крестьяне прямо говорят, что падает инвестиционная привлекательность оросительных проектов на фоне введения НДС, а также низких цен на продукцию, нехватку отечественных семян, а также отсутствия Костанайской области в программе восстановления орошаемых земель.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться