КРЕМ завершил расследование тарифов на услуги столичного аэропорта

11810

Антимонопольный регулятор сравнил его расценки с сопоставимыми по оборотам воздушными гаванями в ближнем зарубежье.

КРЕМ завершил расследование тарифов на услуги столичного аэропорта Фото: Максим Морозов

Комитет регулирования естественных монополий (КРЕМ) не выявил злоупотреблений монопольным положением при повышении тарифов на услуги взлета-посадки, авиабезопасности, авиапарковки и сверхнормативной стоянки со стороны столичного аэропорта Нурсултан Назарбаев. Расследование было начато в прошлом году с подачи жалобы авиакомпании Air Astana. Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал исполняющий обязанности руководителя управления регулирования и расследований в сфере гражданской авиации и морских портов антитрастового подразделения Минэкономики Рауан Тлегенов.

Усмотрев признаки нарушения в виде максимальной цены на услуги и резкого повышения тарифов в сравнении с другими географически близкими аэропортами на соответствующем товарном рынке с зоной охвата 300-600 км – Караганды, Павлодара, Кокшетау, Костаная, Петропавловска, достаточные для проведения расследования, в комитете провели анализ затрат с учетом прибыльности при предоставлении аэропортовых услуг по международным направлениям.

"Мы провели анализ расходов, прибыли и себестоимости аэропорта Нурсултан Назарбаев по проверяемым услугам за 12 месяцев 2018 года, по итогам которого выявили, что в целом данные услуги остались убыточными. Прибыль сложилась только по одной услуге – сверхнормативной стоянке. Фактическая себестоимость не превышает установленный тариф", – рассказал чиновник.

У аэропорта по большинству статей затрат за многие годы накопилось увеличение расходов на ГСМ, электроэнергию, материалы, сырье, налоги, зарплату, а также стоимости затрат на обслуживание и содержание основных средств и нематериальных активов. Кроме того, на повышении издержек и убыточности выросших в стоимости услуг сказалась проводимая девальвация национальной валюты. Хотя объемы пассажиропотока в прошлом году были выше заложенных в тарифную смету, констатировал представитель КРЕМ.

На протяжении более 15 лет тарифы оставались без изменения, при этом, как показал анализ, за последние годы имеется факт наличия убытков по основной деятельности. Дальнейшее сохранение текущей убыточной ситуации ограничит возможности аэропорта оказывать качественные и бесперебойные услуги по обслуживанию воздушных судов, отметил он.

"В итоге снижение расходов по статье обеспечения взлета-посадки, предоставления места-стоянки и сверхнормативной стоянки составило 131 млн, по услуге обеспечения взлета-посадки – 2,3 млн. По нашим расчетам на обеспечение взлета-посадки тариф сложился 2 030 тенге, а у них применяемый тариф действует в 1875 тенге – разница между применяемым и установленным тарифом 7,5%. По авиационной безопасности нами установлен тариф 1468 тенге, а у них применяется 720 тенге, разница в 59%. Базирование и сверхнормативная стоянка так же – мы установили более высокие тарифы в ходе расследования с учетом расходов, относительно применяемых тарифов аэропорта", – отчитался Тлегенов.

Между тем в ходе расследования стоимостной цепочки по обозначенным услугам выяснилось, что аэропорт осуществляет дополнительные выплаты сотрудникам, к примеру, за географическую отдаленность – 15% и персональные надбавки в 50% в виде премий. Экспертиза в Минтруда показала, что это внутреннее дело хозяйствующего субъекта.

"Нами были выявлены премии административному персоналу по итогам 2017 года, выплаченные в 2018 году. По этой статье расходов было выплачено 25 млн тенге административному и 500 тыс. тенге производственному персоналу. Эту премию мы не приняли, ее срезали в их тарифной смете затронутых услуг, потому что она была выплачена по итогам убыточной деятельности за год", – раскрыл детали госслужащий.

Также КРЕМ направил запросы в Федеральную антимонопольную службу России, коллегам в Узбекистане и Кыргызстане, чтобы сравнить показатели с сопоставимых товарных рынков в аэропортах Екатеринбурга, Новосибирска, Бишкека и Ташкента. Они выявили разницу в тарифах большую в 3-4 раза, нежели в аэропорту Нур-Султана. При этом учитывались такие аналогичные факторы, как объемы пассажиропотока и услуг. Кроме того, сравнение проводилось с аэропортом Алматы, где тарифы на четыре услуги оказались почти на одном уровне, хотя расценки на взлет-посадку и авиабезопасность в южной столице несколько выше. Вместе с тем стоимость базирования в столичном аэропорту более дорогая.

Напомним, с января 2018 года аэропорт Нур-Султана повысил тарифы на четыре нерегулируемые услуги для международных авиаперевозчиков: взлета-посадки – на 30%, с 1441 до 1875 тенге, авиабезопасности – на 100%, с 360 до 720 тенге, авиапаркинга на аэродроме – на 156%, с 72 до 185 тенге, и сверхнормативной стоянки на 177%, с 144 до 400 тенге. Внутренних направлений это не коснулось, и комитет гражданской авиации (КГА) поддержал такое повышение, поскольку расценки не поднимались с 2003-2006 годов.

Как известно, с января 2017 года функции по регулированию и контролю тарифов в авиаотрасли были переданы от КРЕМ в КГА. После чего тарифы на четыре аэропортовые услуги по международным направлениям были дерегулированы профильным комитетом, и они теперь могут подпадать под антимонопольный контроль только в случае жалобы.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться