"КТЖ – Пассажирские локомотивы" отозвали заявку на экспертизу цены

8415

Параллельно материнская компания предложила увеличить регулируемые тарифы на использование магистральных железнодорожных сетей (МЖС), передает inbusiness.kz.

"КТЖ – Пассажирские локомотивы" отозвали заявку на экспертизу цены Фото: rail-news.kz

"КТЖ – Пассажирские локомотивы" подавали заявку на экспертизу цены на услуги локомотивной тяги в пассажирском движении с 1 мая 2023 года. Об этом стало известно из пояснительной записки, скачанной из базы данных "Монополист". Заявка была отозвана, сообщили в пресс-службе комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ).

В отозванной тарифной заявке предельные цены на услуги пассажирских локомотивов предлагалось повысить на 30%. Для социально значимых маршрутов они были заявлены в теплотяге  309,98 тенге без НДС и в электротяге  223,61 без НДС. В то время как для коммерческих маршрутов стоимость теплотяги должна была составить 30 998,21 тенге без НДС, а электротяги – 22 361,21 без НДС.

Напомним, 11 апреля inbusiness.kz сообщал, что материнская компания КТЖ подала заявку на повышение тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) в связи с ростом зарплат работников.

Компания "КТЖ – Пассажирские локомотивы" была создана в 2021 году в соответствии с госпрограммой развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы в рамках мероприятий по формированию целевой модели железнодорожной отрасли Казахстана и целевой структуры КТЖ. Компания является оператором локомотивной тяги в пассажирском движении. Она предоставляет услуги еще одной "дочке" КТЖ  "Пассажирские перевозки"  и остальным участникам этого сегмента транспортного рынка на железной дороге.

Утвержденные КРЕМ предельные цены на свои услуги "КТЖ – Пассажирские локомотивы" применяют с 2021 года. С того времени структура расходов компании изменилась и раздулась из-за роста стоимости закупаемых товаров и услуг, поэтому установленные ранее расценки компании требовали повышения, обосновывалось в пояснительной записке. Заложенные в прежнюю тарифную смету затраты на материалы, запчасти, дизель, инвентарь, спецодежду, электричество, масла Lukoil, ремонтные работы, сервисное обслуживание, а также другие статьи расходов за два года значительно изменились в стоимости.

Также появилась потребность увеличить затраты компании из-за повышения зарплат ее работников, еще она оплачивает услуги локомотивных бригад "КТЖ – Грузовые перевозки" (КТЖ-ГП), чьи расценки тоже повысились. Более того, "КТЖ – Пассажирские локомотивы" получили от грузовой "дочки" КТЖ часть профильного локомотивного парка и приобрели новые локомотивы, что потребовало выплаты амортизационных отчислений, ранее не учтенных в тарифной смете. Вместе с тем компания продолжает платить за аренду локомотивов, эта плата сестринской компании также повысилась в стоимости в целом на 4,1 млрд тенге, одновременно эта статья расходов снизилась на 10,8 млрд тенге к действующему тарифу за счет передачи и покупки локомотивов в 2022-2023 годах.

"Потребный парк магистральных локомотивов рассчитан по участкам работы локомотивных бригад и депо приписки локомотивов в зависимости от графика движения пассажирских поездов на 2023 год с применением % (процента) готовности локомотивов для эксплуатации и составляет 236 единиц, в том числе 110 единиц электровозов и 126 единиц тепловозов. В собственности товарищества на сегодняшний день всего 124 локомотива в составе: 40 единиц электровозов KZ4AT, 27 единиц электровозов KZ AC, 57 единиц тепловозов ТЭПЗЗА",  уточняется в заявке.

Напомним, осенью inbusiness.kz писал, что количество локомотивов у "КТЖ – Грузовые перевозки" превышало 1,5 тыс., хотя пятью годами ранее это цифра была выше 1,7 тыс. Из-за списаний локомотивного парка и выросшего спроса в последние годы на рынке железнодорожных перевозок наблюдалась нехватка грузовых локомотивов.

Кроме того, у "КТЖ – Пассажирские локомотивы" появились затраты на погашение кредитной задолженности на приобретение локомотивного парка. Так, в конце 2022 года по соглашению сторон компания была включена в кредитные договоры, по которым ранее полностью обслуживался долг "КТЖ – Грузовые перевозки" перед банком HSBC, в качестве заемщика. Таким образом, на "КТЖ – Пассажирские локомотивы" были переведены обязательства по погашению заимствований в части покупки пассажирских локомотивов. Напомним, в 2012 году с HSBC France было подписано генеральное рамочное соглашение на 10 лет по финансированию поставок КТЖ 200 грузовых и 95 пассажирских электровозов Alstom и комплектующих при поддержке экспортно-кредитного агентства BPI France на 880 млн евро.

В рамках генерального соглашения было освоено три транша, уточняется в записке. Первое кредитное соглашение от 2012 года предполагало покупку 25 грузовых локомотивов на сумму 172,1 млн евро – по нему обязательства выполнены. Второе кредитное соглашение на 157,7 млн евро финансировало приобретение 25 грузовых и 20 пассажирских электровозов – здесь остаток задолженности на конец прошлого года был 24,5 млн евро, причем неосвоенный остаток, который был отменен, зафиксировался в сумме 11,6 млн евро. Третье соглашение содержало обязательства на 132,9 млн евро для оплаты 50 грузовых и 20 пассажирских электровозов, задолженность по нему на конец 2022 года была на уровне 24,8 млн евро.

"В 2023 году ожидается направить на погашение основного долга сумму в размере 4712 млн тенге и вознаграждения, начисленного по займу в размере 552 млн тенге (прогнозный курс 476,74 тенге за 1 евро)",  уточняется в записке.

Кроме того, на затраты "КТЖ – Пассажирские локомотивы" влияет погашение кредита ЕБРР, привлеченного в 2014 году в объеме 13,5 млрд тенге. Он был получен для исключения валютных рисков с целью рефинансирования валютного займа в рамках соглашения о кредитовании на сумму 73 млн долларов на 10 лет, организованного HSBC при участии Банковской корпорации Гонконга и Шанхая Лимитед и Банковской корпорации развития Китая под страховое покрытие экспортно­-импортного агентства SINOSURE. Эти заемные деньги в валюте были позаимствованы в 2012 году и направлены на возмещение ранее затраченных средств на поставку 22 локомотивов производства CSR Zhuzhou Electric I­ocomotives Со. Ltd. В прошлом сентябре "дочка" КТЖ изменила кредитный договор с ЕБРР с учетом предыдущих изменений долговых договоренностей. В итоге на конец 2022 года остаток основного долга по этому кредиту составлял 3,2 млрд тенге. В этом году ожидается выплатить основной долг на 1,6 млрд тенге плюс вознаграждение на 580 млн тенге. 

Также в прошлом году "КТЖ – Пассажирские локомотивы" открыли кредитную линию у Халык банка на 68,3 млрд тенге на 7 лет, чтобы покрыть покупку пассажирских тепловозов у казахстанского филиала компании "Транспортейшн Глоубэл Эл-­Эл-­Си" и электровозов Alstom, а также прежние расходы на приобретение локомотивов. По заимствованию было освоено 58,3 млрд тенге. В 2023 году по этой линии ожидается выплата основного долга на 4,5 млрд тенге с вознаграждением в 12,2 млрд тенге.

Всего в совокупности в 202З году планируется направить на погашение основного долга 10,8 млрд тенге и на выплату вознаграждения по займам 13,3 млрд тенге, обобщается в записке.

Между тем в инвестпрограмму "дочки" КТЖ на этот год были заложены 4,8 млрд тенге собственных средств и 66,1 млрд тенге заемных.

"В Проекте инвестиционной программы предусмотрен закуп 31 пассажирского локомотива нa сумму 70 92З млн тенге, из них 16 единиц пассажирских электровозов на сумму 31 654 млн тенге и 15 единиц пассажирских тепловозов нa сумму 39 270 млн тенге. За счет регулируемого тарифа предусмотрен закуп 5 единиц пассажирских электровозов на сумму 9812 млн тенге, из них за счет собственных средств 4816 млн тенге и заемных средств 4996 млн тенге, а также закуп 10 единиц пассажирских тепловозов нa сумму 26 180 млн тенге, из них за счет заемных средств 26 180 млн тенге",  детализируется в выкладке.

Однако, несмотря на все усилия, дефицит локомотивов для перевозок людей по железной дороге, судя по данным, сохраняется. В 2023 году для этого необходимо 110 пассажирских электровозов, а их нехватка достигает 27 единиц. По тепловозам потребность на этот год сложилась в сумме 126 штук с дефицитом в 54 дизельных локомотива.

Прибыль до налогообложения в проекте сметы "КТЖ – Пассажирские локомотивы" была заложена на уровне 10,2 млрд тенге при уровне доходов 101,4 млрд тенге, то есть пропорция примерно равна 10%. При этом выручка компании складывается из госсубсидий – 14,8 млрд тенге, доходов от предоставления услуг локомотивной тяги пассажирским перевозчикам с учетом заложенного 30%-ного повышения предельной цены  7,3 млрд тенге, а также 79,3 млрд тенге так называемой временной балансирующей платы от "КТЖ-ГП", которая, вероятно, является перекрестным финансированием от грузовых перевозок.

Читайте по теме:

От 20 до 200 тысяч тенге брали в шымкентском КТЖ за трудоустройство

Казахстанцы стали чаще ездить на поездах

Новому главе "Самрук-Казына" посоветовали наладить производство вагонов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться