Курс на МСБ

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
13336

Миннацэкономики предлагает исключить крупный бизнес из мер поддержки в рамках "Дорожной карты бизнеса – 2020".

Курс на МСБ

Правительство может скорректировать программу "Дорожная карта бизнеса – 2020", исключив из ее участников крупные предприятия. С такими предложениями во вторник на заседании правительства выступил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. 

"Мы провели анализ, что за период реализации порядка 25% средств программы было использовано субъектами крупного предпринимательства. У них есть большой набор других мер. Они в любом случае гораздо более приспособлены к другим мерам государственной поддержки и, на наш взгляд, эту программу необходимо больше ориентировать на субъекты малого и среднего предпринимательства", – заявил он. 

"Дорожная карта бизнеса – 2020" уже неоднократно корректировалась. Только в прошлом году были внесены корректировки в части администрирования выделяемых средств. Глава минэкономики констатировал, что передача этого администрирования на места позволила повысить ответственность акиматов и более точно вести учет потребности в средствах. Этой возможностью на сегодня уже воспользовались акиматы Алматинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, которые в совокупности выделили дополнительные средства в размере 2,5 миллиарда тенге.

Между тем, по данным АО "Фонд поддержки предпринимательства "Даму", прогнозная потребность в дополнительных средствах на сегодня складывается в акиматах Акмолинской и Павлодарской областей.

Нехватку средств в регионах подтвердил и глава национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов. По его словам, в НПП поступило 134 жалобы от бизнеса, что на местах уже не хватает средств на субсидирование (банковской ставки вознаграждения). 

"Причины, на наш взгляд, следующие. Во-первых, некачественное планирование. В конце 2016 года субсидируют большие проекты. Допустим, в Акмолинской области несколько миллиардов дали на один проект, а за счет того, что он переходящий проект, остальным участникам на субсидирование теперь не хватает. Наверное, такой неразумный подход не совсем оправдан в деятельности региональных координационных советов. Заявки есть, но фактически РКС во многих областях уже приостановили работу", – рассказал он. 

От непосредственного участия РКС при решении о поддержке того или иного проекта малый бизнес предлагается освободить. Глава миннацэкономики предложил исключить участие РКС при субсидировании кредитов на сумму до 180 миллионов тенге, а также при одобрении проектов по гарантированию кредитов, тоже до 180 миллионов тенге. 

"Если предприниматель защитил свой бизнес-план, нашел банк второго уровня, договорился с "Даму", то по небольшим кредитам нет необходимости проходить всю эту большую административную процедуру и затягивать получение средств", – объяснил логику Тимур Сулейменов. 

Также предлагается для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличить срок субсидирования ставки вознаграждения по кредитам с текущих трех до пяти лет. Сегодня, хотя и предусматривается возможность пролонгации по истечении трех лет, фактически этого не происходит. Увеличение же срока субсидирования, по оценкам минэкономики, позволит охватить мерами государственной поддержки всю инвестиционную фазу бизнес-проектов. 

Еще одно предложение министерства – это внедрить плавающую ставку вознаграждения по кредитам. Речь идет об отказе от фиксированной максимальной ставки вознаграждения по кредитам, которые субсидируются госпрограммой. Такой механизм позволит изменять проценты по кредитам через "ДКБ-2020", отталкиваясь от базовой ставки Национального банка. Ранее с такой инициативой выступил председатель правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов. На заседании правительства 27 сентября 2016 года он предложил установить плавающие ставки для займов по "ДКБ-2020".

"Сейчас субсидирование осуществляется при предельной ставке банка второго уровня в размере 19%. Вместе с тем эти параметры закладывались тогда, когда учетная ставка Нацбанка была порядка 25%. Естественно, что сейчас она 10,5% составляет, то есть общерыночная ставка кредитов в банковском секторе упала. И, соответственно, на наш взгляд, надо отходить от фиксации предельной ставки банков второго уровня, просто предусматривать маржу, которую банк может накрутить на те деньги, которые предоставляются. Чтобы мы не переплачивали за стоимость кредитных средств и не субсидировали таким образом банки", – объяснил министр. 

При этом эффективность самой программы подтверждается вполне конкретными цифрами. По итогам 2016 года участниками единой программы выплачено налогов на сумму 204 миллиарда тенге, совокупный выпуск продукции составил 3,3 триллиона тенге, сохранено и создано 47,5 тысячи рабочих мест.

Только по итогам первого полугодия 2017 года за счет субсидирования ставки вознаграждения 1024 предпринимателя смогли удешевить стоимость кредитов (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года рост числа предпринимателей составил 20%). Общая сумма кредитов составила 90,1 миллиарда тенге. Объем выданных субсидий составил 17,5 миллиарда тенге.

Еще 505 предпринимателей смогли получить гарантии по кредитам на сумму 17,1 миллиарда тенге (увеличение по сравнению с 2016 годом на 35%). Общий размер гарантий составил 6,8 миллиарда тенге.

Кроме того, обеспечены финансированием 24 проекта субъектов малого и среднего предпринимательства по подведению недостающей инфраструктуры на сумму 15 миллиардов тенге. Министр отметил, что в текущем году снижается количество предприятий "в связи с тем, что происходит рост самих предприятий, то есть более крупные предприятия дали заявки на подведение инфраструктуры, поэтому количество меньше, но сумма такая же". 

Ирина Севостьянова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться