Локализационный зачет: что мешает казахстанским производителям?

9138

Казахстанские предприятия, заключившие соглашения о промышленной сборке автотехники, сегодня оказались в ситуации, когда часть производимых ими компонентов не учитывают при расчете уровня локализации.

Локализационный зачет: что мешает казахстанским производителям?

В Костанае локализацией производства автотехники занимается два крупных предприятия: АО "Агромаш Холдинг KZ" и ТОО "СарыаркаАвтоПром". Первые производят сельскохозяйственную технику, а вторые - легковые автомобили и коммерческую технику. Уровень локализации на обеих площадках стартует от 28-30% и касается тех моделей техники и брендов, которые собирают методом так называемой крупноузловой сборки. Максимальные показатели локализации чуть выше 50% для комбайнов и некоторых моделей легковых авто. Достигли показателя за счет операций по сварке и окраске кузовов, производства ряда автокомпонентов, передает корреспондент inbusiness.kz.

Суммарный эффект

Детали, производимые на данных предприятиях в основном металлические. Не так давно наладили выпуск пластиковых компонентов. Последнее стало возможным с запуском в Костанае в 2021 году локализационого центра на базе "Агромаш Холдинг KZ". Напомним, этот крупный проект изначально был задуман и реализован с расчетом на увеличение локализации производства сельхоз техники. Здесь собирают комбайны и тракторы "Кировец", а также тракторы китайского бренда Lovol.

"На тракторах "Кировец" освоили пластиковые изделия: капот, крылья, кожух аккумулятора. Но не можем засчитать это в локализацию, потому что сырье покупаем в России. В Казахстане такого сырья практически нет. Например, специальную стеклянную вату продают лишь в трех городах РФ. Да, у нас есть их дилеры, но нам ближе и дешевле везти с самого завода. Или из Челябинска 300 километров или из Алматы 2500. То же самое с металлом: в Казахстане он либо слишком дорог и не имеет необходимой нам сертификации. Теперь из-за того, что мы везем эти компоненты из России, в локализацию засчитывают только небольшой процент рабочего труда", - рассказала первый вице-президент АО "Агромаш Холдинг KZ" Динара Шукижанова.

По данным компании, за 2021 год им удалось освоить изготовление 852 деталей: соломоизмельчитель  и дефлектор, наклонная камера, тягово-сцепное, балластный груз, облицовка, лестница, поручни, подмоторная рама и т.д. В планах на 2022 год еще более 1300 деталей, в том числе производство кабин и топливных баков. Параллельно на площадке выполняют и сторонние заказы: для соседей - "СарыаркаАвтоПром" – делают надстройки на коммерческие автомобили, а для одного из предприятий российского Барнаула льют поршневую группу.

Жесткие требования

Советник директора ТОО "СарыаркаАвтоПром" Сергей Могилатов отметил, что на 2022 год они запланировали освоение производства кресел, выхлопных труб и электрожгутов. Электрожгуты планируют производить на базе локализационного центра. По подсчетам специалистов потребуется около 150 квадратных метров площади, четыре станка. Сегодня ведут переговоры с одной из российских компаний для запуска работ. Это будут жгуты не на двигатель, а более простые их вариации для стеклоподъемников и системы открывания/закрывания дверей. Производство выхлопных труб также отдадут в локализационый центр, потому что здесь есть необходимое для их производства оборудование.

С креслами сложнее. Металлический каркас можно варить на месте, а вот механизм – каретку – первое время, по всей вероятности, костанайцы будут закупать в России. Набивка кресел – та операция, которую можно освоить на месте. Чехлы планирует шить местная фабрика "Большевичка". Переговоры компании уже провели, сегодня идет разработка бизнес-плана.

Изначально производство кресел локализуют для 30 тысяч автомобилей Nexia, которые планируют собрать в Костанае  в 2022 году. Если задумка будет реализована на должном качественном уровне, то процесс включат в сборку легковых автомобилей других брендов. Однако эти три автокомпонента (электрожгуты, кресло и выхлопная труба) дадут к уровню локализации лишь 4-4,5%.

Вопрос увеличения локализации может обостриться с принятием изменений в законодательство, регулирующее требования к предприятиям, заключившим соглашения о промышленной сборке. Как отметил депутат мажилиса Азат Перуашев, теперь к производителям будут выдвигать более жесткие требования, требуя четкого исполнения обязательств по увеличению локализации. По его словам, некоторые компании уже заявили о том, что у них возникнут с этим сложности. Главным образом дело касается сроков и  стоимости локализационных проектов. Костанайцы пока говорят о том, что основной объем оборудования, необходимого для исполнения условий соглашения, закупили. Но процесс расширения влияния на экономику местного уровня будет расти.

Костанайские автокомпании изучают возможность запуска производства автомобильных стекол. Идет работа над бизнес-планом, который планируют защитить в начале 2022 года. Главная сложность в нехватке объемов. Это будет стекло, подходящее только для техники. По подсчетам специалистов, чтобы бизнес был рентабельным, нужно производить в год около 250 тысяч метров продукции. Потому новое производство должно будет оттянуть на себя обеспечение стеклами всей производимой в Костанае автомобильной и сельхозтехники, а также железнодорожный транспорт.

Депутат Азат Перуашев высказал мнение, что автокомпаниям не нужно самим производить все автокомпоненты, а отдавать их в аутсорсинг, развивая тем самым пояс предприятий-спутников.

Кадровый голод

Тем не менее, руководители костанайских автопредприятий подчеркивают, что главная проблема для них сегодня – кадры. В "Агромаш Холдинг KZ" признали, что приглашают специалистов из России, Украины и Белоруссии для обучения местных людей. Значительная часть оборудования требует не просто навыков слесарского дела, но и программирования. Сотрудники должны понимать, как работает эта техника, и обслуживать ее.

Автопроизводители Костанайской области тесно сотрудничают с местными учебными заведениями, вкладывая значительные средства в улучшение их материально-технической базы, работая по линии дуального обучения. Однако весомая доля выпускников колледжей и вузов не доходит до производства и об этом говорят не только автопроизводители. Эксперты рынка труда считают, что одной из причин может быть предлагаемый уровень заработной планы. В подтверждение этому работники костанайских автокомпаний требуют повышения заработной платы уже в 2022 году. Те, кто занят на работе в локализационом центре, говорят о необходимости индексации на 30%. Скорее всего, руководство предприятия пойдет людям навстречу.

Спрос на автомобили растет во всех сегментах рынка. Этой осенью казахстанцы стали жаловаться на нехватку легковых машин отечественной сборки в автосалонах страны. Аграрии ждут поставок тракторов, делают предзаказы, а завод не успевает производить технику из-за проблем с логистикой на границе с Китаем. При этом эксперты говорят о корректировке правил игры на рынке продаж сельхозтехники. Практически все иностранные бренды запустили сборку своей техники на территории Казахстана. Это сравняло игроков в стартовых ценовых условиях за счет того, что заключившие соглашения о промышленной сборке были освобождены от оплаты утилизационного сбора.

Костанайскиие предприятия в 2022 году планируют собрать более 100 тысяч легковых автомобилей против 60 тысяч в текущем году. Объем производства тракторов Lovol: 900 против нынешних 520 единиц. Число комбайнов "Кировец" также нарастят: с 407 до 480 машин. Стартует и сборка сельхозтехники немецкой торговой марки "DEUTZ-FAHR" в партнерстве с "SDF Group".

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться