Лучше ввозить больше товаров, чем инфляцию

7557

Угроза роста импорта товаров из РФ не так страшна, чем "синхронное плавание" с рублём, считает депутат Аманжан Жамалов.

Лучше ввозить больше товаров, чем инфляцию Фото: atameken.kz

Девальвация тенге обнажила проблему уязвимости нашей экономики, считает депутат мажилиса Парламента Аманжан Жамалов, огласивший депутатский запрос на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева в ходе пленарного заседания мажилиса в среду, 19 сентября. 

Экономический блок правительства сохраняет спокойствие и не признаёт негативные последствия волатильности курса для себя, уверен мажилисмен. Отдельные спекулянты, продолжает он, хорошо заработавшие на валютных качелях, опять описывают дальнейший пессимистический сценарий о падении тенге и росте инфляции.

"Понятно, что это не реальное положение вещей, а спекулятивные тренды, выгодные для определённого круга игроков и "торгашей". Но всё же, готовы ли мы к такому варианту событий?" – задался вопросом депутат.

В соседней России ещё с 2014 года реализуется 24 отраслевых и 78 региональных планов импортозамещения, в результате которых выросло производство и расширен ассортимент, отметил Жамалов. Поэтому сейчас благодаря такой политике инфляция в России снизилась до 2%, сделал он логический вывод.

Более 27% потребительских товаров в Казахстане – импортного происхождения, привёл депутат статистику Национального банка РК. Объём розничной торговли за прошлый год составил 4 трлн тенге, из которых 45%, или почти 2 трлн, импортные товары. Этими данными депутат хотел показать отсутствие чёткой и эффективной госполитики в части импортозамещения.  

"На сегодняшний день ни в ГПИИР, ни в госпрограмме развития АПК нет чёткой задачи по импортозамещению. Хотя эти программы в первую очередь должны обеспечивать импортозамещение и развитие отечественного производства. Прежде всего это касается товаров первой необходимости. К примеру, в преддверии нового учебного года все родители думают о приобретении школьных принадлежностей, и если в июле собрать ребенка в школу стоило около 100 тысяч тенге, то в августе на этот же комплект нужно было потратить уже 140 тысяч тенге", – продолжил депутат. 

Он подчеркнул, что правительству необходимо определить приоритетный список импортозамещающих товаров и оказать первоочередную поддержку производителям таких товаров в рамках программы индустриализации и поддержки АПК. К слову, недавно Кабмин и Нацбанк сделали совместное заявление о поддержке заёмщиков в сфере АПК, где одним из бенефициаров может неожиданно стать АО "Цеснабанк".

"На сегодня вся политика поддержки промышленности свелась к слабому курсу тенге, когда мы держим паритет с российским рублём. Хотя если посмотреть, то общий товарооборот Казахстана составляет 78 миллиардов долларов в год, и только 16 миллиардов долларов, то есть около 20 процентов, приходится на Россию. При этом объём импорта из России снижается из года в год. В 2013 году в Казахстан из России импортировались товары на 18 миллиардов долларов, а в 2017 году – 11 миллиардов долларов. Поэтому, наверное, угроза от экспансии российских товаров менее страшна, чем "синхронное плавание" с рублём, который находится под постоянным санкционным давлением", – аргументировал Аманжан Жамалов.

Политика слабого тенге действительно бьёт по карманам казахстанцев, поскольку в условиях российского объёма в казахстанском импорте вызываем импорт инфляции оттуда. Однако так называемое синхронное плавание стимулирует казахстанский экспорт, считают в Нацбанке, исследовав вопрос.

По мнению депутата, программу импортозамещения надо начинать с внедрения доступного кредитования производства товаров потребительской корзины. Так, в России любой аграрий имеет доступ к льготным кредитам по ставке до 5%, МСБ кредитуется по ставке не выше 6,5%. Кроме того, он предлагает снизить налоговую нагрузку на производство этих товаров и проводить более активную информационную работу по доведению до предпринимательских кругов возможностей по направлениям создания импортозамещающих производств. 

Тем временем депутат Шаймардан Нурумов предложил рассмотреть вопрос импортозамещения в отношении сельхозтехники. Свой запрос он направил первому заместителю премьер-министра Аскару Мамину. 

Назвав состояние парка сельхозтехники катастрофическим, он отметил, что по техническим условиям эксплуатации и ремонтов тракторы, комбайны и иная техника должны списываться через 15 лет после начала их использования. Однако около 60% сельхозмашин в настоящее время эксплуатируются выше указанного срока, и это при условии, что энерговооружённость сельского хозяйства в Казахстане составляет сейчас 40 лошадиных сил на сельчанина.

Для сравнения, в США это 300, в Германии – 500 лошадиных сил на одного работника сельского хозяйства. Такое состояние техники приводит к перерасходу у сельхозтоваропроизводителей затрат на ремонт и ГСМ на 95 млрд тенге, а это 20% производственных затрат, потери урожая при уборке доходят до 2,9 млн тонн. Отдельно мажилисмен обратил внимание на то, что в принятой программе развития АПК РК на 2017-2021 годы вопросы развития сельхозмашиностроения не предусмотрены. 

"Нами неоднократно указывалось на необходимость развёртывания производства на отечественных предприятиях сельхозтехники с глубоким уровнем локализации. Имеющиеся у нас предприятия по сборке иностранных тракторов и комбайнов локализацией занимаются крайне слабо. Собирая запчасти из Белоруссии, над снижением её себестоимости не работают и тем самым перекладывают затраты на её покупку и сборку на сельчанина, который и так перекредитован и во многих случаях еле-еле сводит концы с концами", – отметил депутат.

Нужно разработать программу по развитию сельхозмашиностроения в Казахстане, создать проектный офис, а также усилить контроль за повышением казахстанского содержания на действующих и создаваемых в Казахстане предприятиях по сборке иностранной сельскохозяйственной техники, резюмировал г-н Нурумов.

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться