Мажилисмены предложили кардинально реформировать рынок нефтепродуктов

5243

Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов.

Мажилисмены предложили кардинально реформировать рынок нефтепродуктов

По словам мажилисмена Айкына Конурова, топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, – это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью, передает inbusiness.kz.

"Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит. К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем. Последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства", – сказал он. 

Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов, отметил депутат, но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС.

"Для устранения отмеченных пробелов и недостатков фракция "Народная партия Казахстана" предлагает: на законодательном уровне предусмотреть обязательства по декларированию нефтепродуктов при их вывозе в страны Таможенного союза по примеру России, которая успешно применяет такую практику, несмотря на действие единой таможенной границы; на законодательном уровне запретить таможенное оформление нефтепродуктов без их декларирования; ввести обязательные требования к мини-НПЗ по выработке продукции, соответствующей стандарту евро-4, евро-5", – предложил он.

Кроме того, предлагается регламентировать список нефтепродуктов с указанием физико-химических параметров (точка кипения, вспышка, плотность и т. д.), которые могут производить нефтеперерабатывающие заводы, с исключением "выдуманных" нефтепродуктов (СНО, ТДЖТ, бензин-растворитель, судовое топливо и т. п.) на основе мирового опыта, а также регламентировать на основе выработанного списка нефтепродуктов объемы их вывоза/экспорта через определение размера экспортных пошлин.

"На сегодня в качестве ключевой причины ответственные госорганы указывают дисбаланс цен и резкий рост потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом. Иными словами, причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации – закупить более дорогое топливо в России", – продолжил Конуров.

Такая парадоксальная экономика по принципу "продай дешевле, купи дороже" является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствия долгосрочной концепции, добавил он.

"Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в "пожарном порядке". При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует. Госорганы действуют привычными методами. Приказом от 1 сентября был запрещен вывоз бензина и дизтоплива автомобильным транспортом, но за исключением вывоза в бензобаках. То есть вопрос повышенного спроса со стороны зарубежных перевозчиков остается, хотя госорганы называют его основным", – пояснил мажилисмен.

Он считает очевидным, что нет ни объективной картины происходящего, ни достоверного учета реального движения нефтепродуктов, включая фактические объемы экспорта, ни попыток хотя бы среднесрочного прогнозирования.

Фракция "Народная партия Казахстана" считает, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки.

"Отмечаем, что вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики, и для социального самочувствия. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей", – резюмировал депутат.

Дана Карина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться